Понятие воли

Глава 11. Воля

Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее нача­ло, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные.

Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воля – специфический акт, не сводимый к сознанию или деятельности. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных пот­ребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие ре­шения и его реализацию. При несовпадении цели воле­вого действия и актуальной потребности принятие ре­шения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора).

Отечественная психология рассматривает волю в аспекте её общественно-исторической обусловленности. Изучается фило- и онтогенез произвольных действий и выс­ших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т. д.). В процессе развития психики ре­бёнка первоначально непроизвольные процессы вос­приятия, памяти и т. д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллель­но развивается и способность к удержанию цели дейст­вия. Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории уста­новки.

Воля тесно связана с характером человека и играет зна­чительную роль в процессе его формирования и перестройки. Характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект — основой мыслительных, а темперамент — эмоцио­нальных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: