ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД.
Торговая политика является важной частью экономической политики.
Торговая политика страны – это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки.
Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.
Инструменты торговой политики – это экономические, правовые, административные и политические средства, которые используются для осуществления торговой политики.
Инструменты торговой политики применяются в форме мер (мер регулирования).
Меры (меры регулирования) – законодательство, практика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран. Это относится к мерам на любом уровне – государственном (федеральном), региональном и местном.
Торговая политика конкретной страны находит свое выражение в торговом режиме.
Торговый режим – это совокупность мер, которые применяются в данный момент в данной стране для регулирования доступа иностранных товаров на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на рынки других стран.
Меры регулирования направлены на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для успешного и эффективного включения экономики страны в систему международных экономических отношений, т.е. для ее участия в международном разделении труда и факторов производства.
Существуют 2 основных направления торговой политики: это политика протекционизма и политика свободы торговли (в условиях перехода от закрытой экономики к открытой политику свободы торговли часто называют либерализацией внешней торговли).
Протекционизм — политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции.
Как правило, такие ограничения называют торговыми барьерами. Они направлены на то, чтобы искусственно создать более благоприятные условия для отечественных предприятий, правда, ценой некоторого снижения интенсивности внешнеэкономических операций и отказа от части выгод, связанных с развитием международных экономических отношений.
Политика свободы торговли — политика устранения ограничений в международной торговле, а также в международном обмене факторами производства с целью активизации международных экономических отношений.
Политика свободы торговли направлена на создание условий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства. В этом случае экономические преимущества участия страны в международном разделении труда и факторов производства проявляется в наибольшей степени, однако предприятия вынуждены вести более жесткую борьбу с иностранными конкурентами — их положение усложняется.
Как правило, практическая политика является сочетанием элементов протекционизма и свободы торговли. При этом важно отметить, что протекционизм всегда носит национальный характер, тогда как политика либерализации торговли зачастую является результатом взаимных договоренностей государств на двусторонней или многосторонней основе. Поскольку каждая страна заинтересована в доступе своих товаров, капиталов и услуг на зарубежные рынки, ограничения часто отменяются в результате взаимных уступок.
В табл. 1 приведены основные черты политики протекционизма и свободы торговли, сгруппированные в зависимости от системы формирования политики, ее целей, наиболее благоприятных условий для применения, воздействия на внутренний рынок и международную торговлю. При этом следует учитывать, что, несмотря на все различия, конечная цель и той, и другой политики одинакова — формирование наиболее благоприятных условий для участия страны в международном разделении труда и факторов производства.
Таблица 1
Области сопоставления | Протекционизм | Свобода торговли | |
Основная задача | Ослабление иностранной конкуренции на внутреннем рынке | Устранение препятствий для конкуренции национальных товаров на зарубежном рынке; развитие конкуренции на внутреннем рынке | |
Основная сфера применения | Внутренний рынок | Зарубежные рынки и внутренний рынок | |
Механизм действия | Ограничение доступа на внутренний рынок | Меры по обеспечению доступа на зарубежные рынки | |
Условия, в которых применение наиболее эффективно | В целом низкая конкурентоспособность экономики. Экономические трудности | Благоприятные условия для роста экономики. В целом конкурентоспособная экономика | |
Инструментарий | Торговые ограничения (меры регулирования доступа на внутренний рынок) | Двусторонние и многосторонние соглашения об ослаблении торговых ограничений | |
Основа формирования политики | Политика носит преимущественно автономный характер | Как правило, осуществляется на основе двусторонних или многосторонних договоренностей и уступок | |
Основные последствия: • Воздействие на международную торговлю | Препятствует расширению международной торговли | Способствует расширению международной торговли | |
• Развитие конкуренции | Ослабление конкуренции на внутреннем рынке. Усиление конкурентных позиций национальных предприятий на внутреннем рынке | Усиление конкуренции на внутреннем и зарубежных рынках; улучшение конкурентных позиций национальных предприятий на зарубежных рынках | |
• Распределение преимуществ | Отдельные, наименее конкурентоспособные отрасли и предприятия | Наиболее конкурентоспособные отрасли и предприятия, потребители, в целом повышаются темпы роста экономики | |
• Характер преимуществ | Имеют решающее значение для отдельных отраслей или предприятий | В значительной мере способствуют общему улучшению ситуации | |
• Распределение бремени | Наиболее конкурентоспособные отрасли и предприятия, потребители | Отдельные наименее конкурентоспособные отрасли и предприятия | |
• Характер трудно стей в случае негатив ных проявлений | В целом несколько ухудшают положение и лишают некоторых пре имуществ. В крайних проявлениях полностью лишают выгод от участия в международном разделении труда и способны подорвать экономику страны | Имеют большое значение, устранение их требует больших усилий и затрат. На фоне низких темпов роста экономики могут ощущаться очень сильно. При высоких темпах развития компенсируются сравнительно легко | |
Применение: • Организационные проблемы | Необходима развитая система исполняющих органов, увеличивается риск злоупотреблений. Необходимы опыт и квалифицированные кадры для реализации системы торговых ограничений и проведения переговоров по разрешению торговых конфликтов | Необходим опыт квалифицированного ведения торговых переговоров. Необходимы опыт, знания и статистическая база для применения мер, направленных против недобросовестной конкуренции (антидемпинговые и компенсационные меры) | |
• Торговые конфликты | Вероятны | Вероятны | |
• Правовая база | Развитое национальное законодательство. Правовые механизмы разрешения торговых конфликтов | Развитая международная договорно-правовая база | |