Международное регулирование рынка услуг осуществляется на основе следующих документов:
1. Двусторонние соглашения между государствами. Как правило, охватывают определенные отрасли услуг. Часто связаны с торговлей товарами.
2. Международные соглашения, позволяющие снять ограничения на взаимную торговлю услугами (прежде всего в рамках Всемирной торговой организации – ВТО).
3. Документы, создаваемые межправительственными организациями, специализирующимися на отдельных видах услуг, например, по морскому транспорту, гражданской авиации. Эти документы могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер (например, Международный кодекс рекламы имеет рекомендательный характер).
В настоящее время к основным видам услуг относятся:
1. Фрахт (20% от мировой торговли услугами).
2. Прочие транспортные услуги (10%).
3. Туризм (приблизительно 33%).
При этом доля туризма постепенно растет, а доля транспортных услуг сокращается.
Туризм включает транспортные услуги, размещение в гостинице, обеспечение питанием, удовлетворение культурных потребностей, услуги торговых предприятий, обеспечение деловых интересов и т.д.
Туризм делится на:
· рекреационный (70% рынка туристских услуг);
· научный (25%);
· деловой (5%).
При этом деловой туризм растет более быстрыми темпами, составляя в Европе почти 10% от всего объема туризма.
Отличительная особенность туризма – отсутствие больших капитальных вложений. В общем объеме экспорта эта отрасль уступает только экспорту нефти.
В самом общем виде форма организации рынка туристских услуг представлена на рис. 5.1.
1-соглашения с предприятиями услуг;
2- заключение договора на реализацию тура;
3- реализация тура.
Рис. 5.1.Форма организации рынка туристских услуг
Необходимо учесть, что, по существу, термины «туристский» и «туристический» равноправны, однако в российском законодательстве официально признанным является термин «туристский».
В то же время наиболее быстрыми темпами растет сектор консалтинговых услуг, которых насчитывается 84 вида.
Большое развитие в последнее время получили информационные и коммуникационные услуги. Связано это с развитием сети Интернет и спутникового телевидения.