Социальная работа в вооруженных силах:
Военнослужащие – это лица, проходящие военную службу. Основным законом является Ф.З “О воинской обязанности и военной службе”.
Особенности:
1. Предъявляются повышенные требования (здоровья, образования, и т.д.)
2. Обязательное принятие воинской присяги, после которой военнослужащий приобретает весь объем служебных прав и обязанностей.
3. Обязательный характер.
4. Более строгие меры воздействия за нарушение или уклонение от воинской обязанности.
5. Связана с риском и ответственностью за других людей, поэтому требуется бесприкословное подчинение.
6. Характерно наличие воинских званий.
Перечисленные особенности предопределяют статус военнослужащего, в основе которого лежит совокупность прав, свобод и обязанностей установленных законом.
Права и обязанности подразделяются на: общие; должностные; служебные.
Общие -носят личный характер, но реализуются они в соответствии с воинским званиям и служебным положением.
Должностные – носят целевое назначение, т.е ипользуются исключительно в интересах службы.
|
|
Служебные - возникают в связи с возложением на военнослужащих тех заданий, которые соответствуют его служебным функциям.
Общие обязанности:
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности, обеспечение безопасности государства; отражение вооруженного нападения; выполнение задач в соответствии с международными договорами. (ст. 27 ФЗ “ О статусе военнослужащих”).
Должностные обязанности:
Касаются в основном командиров, которые являются единоначальниками и отвечают за соблюдение устава и т.д. Служебные обязанности особенно касаются военнослужащих на дежурстве, а также привлеченных для ликвидаций стихийных бедствий.
В случае невыполнения должностных обязанностей военнослужащие могут привлекаться к:
Административной, уголовной, гражданской, правовой ответственности.
Проблемы военнослужащих и членов их семей:
1. В связи с высоким уровнем заболеваний, в армию попадают лица с соматическими и психическими заболеваниями.
2. Высок % лиц с девиантным поведением.
3. В процессе несения воинской службы приобретаются многие заболевания.
4. Воинские обязанности выполняются в условиях психических и физических нагрузок, монотонности, сенсорной депривации, что приводит к истощению адаптационных механизмов.
5. На психику влияет замкнутое пространство; постоянный контакт с одновозрастным обществом; постоянное наблюдение и т.д. В этом кроется реальная возможность неадекватного реагирования на любую ситуацию.
6. Существуют проблемы в материально - техническом обеспечении.
|
|
7. Одной из самых острых проблем является наличие 3-х статусных систем:
- официальная, уставная, когда все взаимоотношения по уставу.
- дедовская (приоритет старослужащих насаждаемых или самими).
- земляческая (вся власть принадлежит в зависимости от преобладания территории или национальной группировки).
Причины дедовщины:
- Отсутствие возможностей для самоутверждения, посредством социально одобряемых форм поведения.
- Неспособность командира заинтересовать военнослужаших службой.
- Низкая психолого - педагогическая культура.
- Двойные стандарты требований.
- Неумение сформировать воинский коллектив с гуманными отношениями.
Дедовщина характеризуется:
1.Эксплуатоторскими отношениями.
2.Искаженными способами самоутверждения.
3.Двойственностью, т.е отношения эксплуатации и насилия, как средства ее поддержания.
8.Проблема адаптации воинской службы:
Причины: служебные факторы; переживания, связанные с “домом; личностные факторы
9.Проблема суицида
10.Проблема дезертирств.
11.Проблемы семей военнослужащих, на которые влияют переезды, частые периоды раздельного проживания и т.д.
12.Характерны проблемы с жильем, работой жены, учебой детей.
13.Проживание в изолированных военных городках сопровождается синдромом социальной депривации.
14.Особо выделяют проблемы, увольняющихся в запас, которые переживают состояние дезадаптации, переноса в новую обстановку из – за расширения свободы, сферой активности, из-за непредсказуемости личных отношений….. (Участники вооруженных конфликтов)
Военно - социальная работа(ВСР)
В данном разделе рассматриваются проблемы правовых, экономических, воспитательных и других мероприятий, целью которых является создание условий, способствующих формированию моральных качеств и выполнение задач.
ВСР регулируется законодательством.
Цель: гармонизация человека и военной среды.
Решает 3 задачи:
- Личностно – социального деятельностного подхода.
- Диагностико – прогностическая, т.е изучение личности; изучение отношений и т.д.
- Адаптационная, помощь в адаптации к условиям.
- Реабилитационная, касается дезадаптированных.
- Анимационная, организация досуга.
- Превентивная.
- Социального просвещенная, создание общих организаций.
ВСР осуществляется по направлениям:
1. Правозащитное (использование всей нормативно – правовой базы).
2. Организация взаимодействие с различными общественными организациями.
3. Социально – медицинская, профилактика заболеваний и создание условий для выздоровления.
4. Социально – педагогическое информирование военнослужащих, выявление и реализация интересов потребностей.
5. Социально – бытовые.
6. Коммуникативное - установление контактов между военнослужащими, организациями, где устанавливается обмен информацией, поддержание связи с родными.
Наиболее применяемые технологии, используемые при работе с ВСР
- диагностика, прогнозирование, профилактика, консультирование, посредничество, терапия, коррекция, реабилитация.
Методы: - индивидуальные, групповые
Принципы ВСР:
В центре - человек, учет его интересов и потребностей, учет специфики воинского коллектива и работа через коллектив.
2. Педагогизации (Должна осуществляться профилактика, обучение командиров навыкам работы с людьми, коррекция усилий с педагогической точки зрения)
3. Социо – культурной направленности (Формирование модели социо – культурного поведения военнослужащих).
Функции и сферы ВСР:
Помощь в адаптации:
Призыв в армию это мощный стресс, который изменяет поведение, стереотипы, привычки, стили межличностные отношения и т.д.
Объективные причины дезадаптации:
- трудности военной службы, разлука с домом, конфликты с сослуживцами, неуважительные отношения, унижение достоинства, указание на повышенных тонах с подчеркнутым превосходством, плохая организация службы.
Субъективные причины:
- низкий общеобразовательный уровень, национальное значение, наличие малообеспеченных или больных людей, слабое здоровье, воспитание в неблагополучных семьях, моральная распущенность.
Варианты адаптации: полная, с высоким уровням активности, до дезадаптации. Она может быть добровольной и вынужденной. Помощь в адаптации начинается с диагностики, посредством (беседы, тестов и т.д.) или через опосредованное воздействие. Наблюдение может быть индивидуальным и групповым. Широко используется опрос.
Цель: сформировать адекватную модель поведения.
Методы: -убеждение, внушение, стимулирование, поощрение, принуждение, личного приема, коррекции, переучивание.