Фундаментальный анализ инвестиционной привлекательности ценных бумаг

Осуществление эффективной инвестиционной деятельности требует информации об окружающей экономической среде, об изменении основных факторов этой среды, поскольку эта информация в значительной степени определяет состояние объекта инвестирования. К этим фундаментальным факторам можно отнести валовой внутренний продукт, инфляция, валютный курс, процентные кредитные ставки, параметры федерального и регионального бюджета, состояние денежной сферы, торгового и платежного баланса, проводимая государством финансовая и денежно-кредитная политика. Кроме этих факторов инвестору при принятии решений необходима информация об инвестиционной привлекательности конкретных регионов, отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Все указанные факторы (и другие, не приведенные здесь) определяют протекание экономических, в том числе и инвестиционных процессов, в частности, процессов, протекающих на фондовом рынке. Анализ этих фундаментальных факторов для оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг называется фундаментальным анализом. Профессиональный подход к оценке качества ценных бумаг, называемый фундаментальным анализом, позволяет инвестору выбрать конкретный финансовый актив конкретного эмитента для инвестирования средств.

Фундаментальный анализ проводится на четырех уровнях:

1. макроэкономический,

2. региональный,

3. отраслевой

4. и микроэкономический.

Макроэкономический фундаментальный анализ предназначен для выявления общих тенденций, характеризующих состояние экономики страны в целом и крупные ее частей, таких, как промышленность, сельское хозяйство и т.д. Анализ состояния экономики страны в целом показывает, насколько благоприятна общая макроэкономическая ситуация для инвестирования.

В макроэкономическом фундаментальном анализе можно выделить следующие блоки:

1. - валовой внутренний продукт (ВВП), производство и услуги;

2. - доходы населения и структура доходов, рынок трудовых ресурсов, занятость;

3. - платежный баланс;

4. - денежная сфера, кредитно-денежная политика, валютные курсы; федеральный бюджет, финансовая политика, система налогообложения;

5. - фондовый рынок, динамика (кинетика) фондовых индексов;

6. - инфляция.

Фундаментальный анализ регионального уровня аналогичен макроэкономическому фундаментальному анализу (с поправкой на масштаб) и оперирует экономическими факторами, которые характерны для данного региона.

Третий уровень – отраслевой фундаментальный анализ. Цель отраслевого фундаментального анализа – оценка инвестиционной привлекательности отрасли, в которую предполагается осуществить вложение экономических ресурсов. Инвестиционная привлекательность отрасли можно характеризовать следующими основными показателями:

1. темпы роста объемов промышленного производства;

2. рентабельность производства и активов;

3. скорость оборота капитала;

4. темпы роста цен на факторы производства, которые используются в отрасли (сырье, материалы, комплектующие изделия, заработная плата и др.);

5. значения уровней финансового и производственного рычагов;

6. инновационные показатели: уровень патентно-лицензионной и изобретательской деятельности, число реализованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В целях анализа отрасли можно группировать следующим образом:

1. нарождающиеся отрасли;

2. растущие, развивающиеся отрасли;

3. стабильные отрасли;

4. цикличные отрасли;

5. увядающие (стареющие) отрасли;

6. спекулятивные отрасли.

По итогам этого анализа инвестор выбирает отрасль для вложения средств – даже при неблагоприятной общей макроэкономической ситуации можно найти отрасли, куда возможно с выгодой вложить средства.

Четвертый уровень фундаментального анализа – анализ компании-эмитента. Анализ данного вида является наиболее трудоемким и сложным анализом и проводится в двух вариантах: анализ финансовой отчетности предприятия (финансово-экономический анализ) и анализ факторов, определяющих стоимость ценных бумаг компании-эмитента. Информацию, относящуюся к деятельности предприятия необходимо проанализировать за ряд лет (не менее, чем 2-3 последних года). Источники информации для анализа:

1. официальная отчетность компании;

2. публикации в прессе;

3. данные компьютерных информационных систем, баз данных;

4. выступления руководителей компании;

5. результаты исследований специализированных организаций (рейтинги компании-эмитента и конкурирующих компаний).

Кроме общепринятых показателей финансового анализа рассчитывают показатели инвестиционной деятельности компании:

1. финансовый рычаг (отношение величины заемного капитала предприятия к величине собственного капитала (норма 50% и ниже); причем можно исследовать влияние только долгосрочных кредитов, либо взять сумму долгосрочных и краткосрочных кредитов (тогда коэффициент финансового рычага выше);

2. рентабельность собственного капитала (отношение чистой (нераспределенной прибыли к величине собственного капитала); при этом исследуется динамика (кинетика) этого показателя;

3. процентное покрытие по облигациям (сумма прибыли до вычета налогов и процентных платежей, отнесенная к сумме процентов по облигациям), при этом надежными считаются облигации, по которым прибыль превышает сумму процентов по облигациям в 3-4 раза, причем данное соотношение должно быть относительно стабильным.

4. покрытие дивидендов по привилегированным акциям (отношение суммы чистой прибыли к сумме требуемых дивидендов);

5. покрытие дивидендов по обыкновенным акциям (отношение разности чистой прибыли и дивидендов по привилегированным акция к величине дивидендов по обыкновенным акциям);

6. коэффициент выплаты дивидендов (отношение выплаты дивидендов на одну обыкновенную акцию к величине прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию);

7. дивидендный доход (отношение дивидендов на одну обыкновенную акцию к рыночной цене акции);

8. коэффициент уверенности (отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию), чем выше этот коэффициент, тем в большей степени инвесторы уверены, что будущие доходы превысят прошлые, и что цены на акции вырастут;

9. стоимость чистых активов, приходящихся на облигацию (акцию) – сумма чистых активов предприятия, отнесенная к числу выпущенных акций (облигаций).

Таблица – Мультипликаторы, используемые для рыночной оценки предприятий

Показатель Специфика
Традиционные (для компаний с низким темпом роста)
P/S Оценивает компанию по продажам. Неинформативен, если прибыльность оцениваемой компании существенно отличается от прибыльности аналога. Однако другие показатели могут быть неприменимы для убыточных компаний
P/Operating margin Оценивает компанию по доходности её основных операций. Как правило, используется, когда нет данных для расчета P/EBITDA (амортизация не всегда раскрывается отдельной строкой в отчетности).
P/EBITDA Ключевой показатель из показателей доходности. Дает оценку, очищенную от влияния разницы в бухгалтерской амортизации и процентов по кредиту оцениваемой компании и аналога.
P/EBIT Оценка с учётом амортизации, но без учёта влияния процентов по кредитам и налога на прибыль Лучше, чем P/E, если по какой-то причине нужно абстрагироваться от влияния налогообложения (например, компания-аналог заплатила единовременные пени и штрафы из чистой прибыли, которые не прогнозируются)
P/E Сравнивает компании по чистой прибыли Часто бывает неприменим из-за убытков аналога или оцениваемой компании (применим, когда Е обеих компании положительна) Не учитывает различий в осуществляемых капиталовложениях между оцениваемой компанией и аналогом
P/CF1 Дает корректировку на разницу в капитальных вложениях, которую не дает P/E, целесообразность этого – в зависимости от контекста Оценка по реальному денежному потоку, таким образом, нивелируется влияние особенностей бухучёта (применяемого метода амортизации и т.п.), но учитывается влияние движения запасов и т.п.
P/CF2 То же, что и предыдущий, но зависит от источников финансирования капитальных вложений (собственные средства и привлечённые), поэтому применим ограниченно
Для быстрорастущих компаний
Р/S/g Вводит поправку на разные ожидаемые темпы роста между оцениваемой компанией и аналогом Даёт грубую оценку, так как темпы роста предполагаются постоянными и для оцениваемой компании и для аналога на все время до бесконечности, что нереально на практике

где: P – цена 100% акций компании,

CF – (net) cash flow – чистый денежный поток;

P/CF1 – чистый денежный поток без учёта финансирования,

P/CF2 – чистый денежный поток с учётом финансирования;

g – growth – темп роста (продаж).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: