Осуществление эффективной инвестиционной деятельности требует информации об окружающей экономической среде, об изменении основных факторов этой среды, поскольку эта информация в значительной степени определяет состояние объекта инвестирования. К этим фундаментальным факторам можно отнести валовой внутренний продукт, инфляция, валютный курс, процентные кредитные ставки, параметры федерального и регионального бюджета, состояние денежной сферы, торгового и платежного баланса, проводимая государством финансовая и денежно-кредитная политика. Кроме этих факторов инвестору при принятии решений необходима информация об инвестиционной привлекательности конкретных регионов, отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Все указанные факторы (и другие, не приведенные здесь) определяют протекание экономических, в том числе и инвестиционных процессов, в частности, процессов, протекающих на фондовом рынке. Анализ этих фундаментальных факторов для оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг называется фундаментальным анализом. Профессиональный подход к оценке качества ценных бумаг, называемый фундаментальным анализом, позволяет инвестору выбрать конкретный финансовый актив конкретного эмитента для инвестирования средств.
Фундаментальный анализ проводится на четырех уровнях:
1. макроэкономический,
2. региональный,
3. отраслевой
4. и микроэкономический.
Макроэкономический фундаментальный анализ предназначен для выявления общих тенденций, характеризующих состояние экономики страны в целом и крупные ее частей, таких, как промышленность, сельское хозяйство и т.д. Анализ состояния экономики страны в целом показывает, насколько благоприятна общая макроэкономическая ситуация для инвестирования.
В макроэкономическом фундаментальном анализе можно выделить следующие блоки:
1. - валовой внутренний продукт (ВВП), производство и услуги;
2. - доходы населения и структура доходов, рынок трудовых ресурсов, занятость;
3. - платежный баланс;
4. - денежная сфера, кредитно-денежная политика, валютные курсы; федеральный бюджет, финансовая политика, система налогообложения;
5. - фондовый рынок, динамика (кинетика) фондовых индексов;
6. - инфляция.
Фундаментальный анализ регионального уровня аналогичен макроэкономическому фундаментальному анализу (с поправкой на масштаб) и оперирует экономическими факторами, которые характерны для данного региона.
Третий уровень – отраслевой фундаментальный анализ. Цель отраслевого фундаментального анализа – оценка инвестиционной привлекательности отрасли, в которую предполагается осуществить вложение экономических ресурсов. Инвестиционная привлекательность отрасли можно характеризовать следующими основными показателями:
1. темпы роста объемов промышленного производства;
2. рентабельность производства и активов;
3. скорость оборота капитала;
4. темпы роста цен на факторы производства, которые используются в отрасли (сырье, материалы, комплектующие изделия, заработная плата и др.);
5. значения уровней финансового и производственного рычагов;
6. инновационные показатели: уровень патентно-лицензионной и изобретательской деятельности, число реализованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В целях анализа отрасли можно группировать следующим образом:
1. нарождающиеся отрасли;
2. растущие, развивающиеся отрасли;
3. стабильные отрасли;
4. цикличные отрасли;
5. увядающие (стареющие) отрасли;
6. спекулятивные отрасли.
По итогам этого анализа инвестор выбирает отрасль для вложения средств – даже при неблагоприятной общей макроэкономической ситуации можно найти отрасли, куда возможно с выгодой вложить средства.
Четвертый уровень фундаментального анализа – анализ компании-эмитента. Анализ данного вида является наиболее трудоемким и сложным анализом и проводится в двух вариантах: анализ финансовой отчетности предприятия (финансово-экономический анализ) и анализ факторов, определяющих стоимость ценных бумаг компании-эмитента. Информацию, относящуюся к деятельности предприятия необходимо проанализировать за ряд лет (не менее, чем 2-3 последних года). Источники информации для анализа:
1. официальная отчетность компании;
2. публикации в прессе;
3. данные компьютерных информационных систем, баз данных;
4. выступления руководителей компании;
5. результаты исследований специализированных организаций (рейтинги компании-эмитента и конкурирующих компаний).
Кроме общепринятых показателей финансового анализа рассчитывают показатели инвестиционной деятельности компании:
1. финансовый рычаг (отношение величины заемного капитала предприятия к величине собственного капитала (норма 50% и ниже); причем можно исследовать влияние только долгосрочных кредитов, либо взять сумму долгосрочных и краткосрочных кредитов (тогда коэффициент финансового рычага выше);
2. рентабельность собственного капитала (отношение чистой (нераспределенной прибыли к величине собственного капитала); при этом исследуется динамика (кинетика) этого показателя;
3. процентное покрытие по облигациям (сумма прибыли до вычета налогов и процентных платежей, отнесенная к сумме процентов по облигациям), при этом надежными считаются облигации, по которым прибыль превышает сумму процентов по облигациям в 3-4 раза, причем данное соотношение должно быть относительно стабильным.
4. покрытие дивидендов по привилегированным акциям (отношение суммы чистой прибыли к сумме требуемых дивидендов);
5. покрытие дивидендов по обыкновенным акциям (отношение разности чистой прибыли и дивидендов по привилегированным акция к величине дивидендов по обыкновенным акциям);
6. коэффициент выплаты дивидендов (отношение выплаты дивидендов на одну обыкновенную акцию к величине прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию);
7. дивидендный доход (отношение дивидендов на одну обыкновенную акцию к рыночной цене акции);
8. коэффициент уверенности (отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию), чем выше этот коэффициент, тем в большей степени инвесторы уверены, что будущие доходы превысят прошлые, и что цены на акции вырастут;
9. стоимость чистых активов, приходящихся на облигацию (акцию) – сумма чистых активов предприятия, отнесенная к числу выпущенных акций (облигаций).
Таблица – Мультипликаторы, используемые для рыночной оценки предприятий
Показатель | Специфика |
Традиционные (для компаний с низким темпом роста) | |
P/S | Оценивает компанию по продажам. Неинформативен, если прибыльность оцениваемой компании существенно отличается от прибыльности аналога. Однако другие показатели могут быть неприменимы для убыточных компаний |
P/Operating margin | Оценивает компанию по доходности её основных операций. Как правило, используется, когда нет данных для расчета P/EBITDA (амортизация не всегда раскрывается отдельной строкой в отчетности). |
P/EBITDA | Ключевой показатель из показателей доходности. Дает оценку, очищенную от влияния разницы в бухгалтерской амортизации и процентов по кредиту оцениваемой компании и аналога. |
P/EBIT | Оценка с учётом амортизации, но без учёта влияния процентов по кредитам и налога на прибыль Лучше, чем P/E, если по какой-то причине нужно абстрагироваться от влияния налогообложения (например, компания-аналог заплатила единовременные пени и штрафы из чистой прибыли, которые не прогнозируются) |
P/E | Сравнивает компании по чистой прибыли Часто бывает неприменим из-за убытков аналога или оцениваемой компании (применим, когда Е обеих компании положительна) Не учитывает различий в осуществляемых капиталовложениях между оцениваемой компанией и аналогом |
P/CF1 | Дает корректировку на разницу в капитальных вложениях, которую не дает P/E, целесообразность этого – в зависимости от контекста Оценка по реальному денежному потоку, таким образом, нивелируется влияние особенностей бухучёта (применяемого метода амортизации и т.п.), но учитывается влияние движения запасов и т.п. |
P/CF2 | То же, что и предыдущий, но зависит от источников финансирования капитальных вложений (собственные средства и привлечённые), поэтому применим ограниченно |
Для быстрорастущих компаний | |
Р/S/g | Вводит поправку на разные ожидаемые темпы роста между оцениваемой компанией и аналогом Даёт грубую оценку, так как темпы роста предполагаются постоянными и для оцениваемой компании и для аналога на все время до бесконечности, что нереально на практике |
где: P – цена 100% акций компании,
CF – (net) cash flow – чистый денежный поток;
P/CF1 – чистый денежный поток без учёта финансирования,
P/CF2 – чистый денежный поток с учётом финансирования;
g – growth – темп роста (продаж).