Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) и информационные технологии (IT)

Организационно-технологическое обеспечение АСУП.

Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), начиная с 1990 года, вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. Бизнес-процесс на предприятии - это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия, например, материально-техническое снабжение, планирование ресурсов, производство продукта или услуги. Каждый бизнес-процесс имеет свои границы по входу и выходу, владельца и исполнителей, ресурсы и регламент (алгоритм).

BPR является научно-практическим направлением, возникшим на стыке двух различных дисциплин, и поэтому он требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации – понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга, ориентированных на использование как специалистами в области информационных технологий, так и менеджерами.

Автором термина «реинжиниринг» является М. Хаммер, он определил его как «фундаментальное переосмысление и рациональное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». Речь идет не о небольшом усовершенствовании бизнес-процессов компаний - на 10-100% - а о координальном повышении их эффективности, в десятки или даже в сотни раз. При этом реинжиниринг рассматривается как способ выживания современных компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.

Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира.

BPR предполагает проработку функций организации управления, в том числе с учетом достижений IT (наличие Интернета, что дает возможность получения информации, а так же её ввод в систему в любом месте, где она возникает).

Вклад информационных технологий в организацию деятельности компании – это автоматизация бизнес-процессов. Но автоматизация приводит лишь к ускорению существующих процессов, которое не может, в большинстве случаев, привести к тому многократному улучшению эффективности, которое предусматривает подлинный реинжиниринг. Можно выделить 2 способа влияния ИТ на деятельность организаций:

1. применение методов ИТ для анализа и конструирования бизнес-процессов, объектно-ориентированное моделирование;

2. появление новых бизнес-процессов, позволивших коренным образом изменить базовые правила работы организаций (таблица 2).

Влияние информационных технологий на переход к новым правилам работы компаний (представлены в таблице 2).

Таблица 2.

Прежнее правило Технология Новое правило
Информация может появляться в одно время в одном месте Распределенные базы данных Информация может появляться одновременно в тех местах, где она необходима
Сложную работу могут выполнять только эксперты Экспертные системы Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией бизнеса Телекоммуникационные сети Бизнес может пользоваться преимуществами централизации и децентрализации одновременно
Все решения принимают главные менеджеры Средства поддержки решений (доступ к базе данных, средства моделирования и т.д.) Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника (иерархическое принятие решений)
Для получения, хранения, поиска и передачи информации требуется офис Беспроводная связь и переносимые компьютеры Сотрудники могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся
Лучший контакт с потенциальным покупателем - личный контакт Интерактивный видеодиск Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективный контакт
Чтобы найти некоторый объект необходимо знать, где он находится Автоматическое индексирование и отслеживание Объекты сами информируют о своем местонахождении
Планы работ пересматриваются и корректируются периодически Высокопроизводительные компьютеры Планы рассматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости

Рассмотрим, как реинжиниринг изменяет реконструируемые бизнес-процессы.

1. Несколько рабочих процедур объединяются в одну. Процедуры, выполнявшиеся различными сотрудниками, теперь интегрируются в одну - происходит горизонтальное сжатие процесса. По имеющимся оценкам такое сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз.

2. Исполнители принимают самостоятельные решения. В ходе реинжиниринга осуществляется и вертикальное сжатие процессов. Это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем, в тех случаях, когда при традиционной организации работ он должен был обращаться к управленческой иерархии. По теории реинжиниринга наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи.

3. Шаги процесса выполняются в естественном порядке. Реинжиниринг процессов освобождает от линейного упорядочивания рабочих процедур, свойственного традиционному подходу, позволяя распараллеливать процессы там, где это возможно.

4. Процессы имеют различные варианты исполнения.

5. Работа выполняется в том месте, где это целесообразно. Реинжиниринг распределяет работу между границами подразделений, устраняя излишнюю интеграцию, что приводит к повышению эффективности процесса в целом.

6. Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий непосредственно не производят материальных ценностей, поэтому задача реинжиниринга – сократить их до экономически целесообразного уровня. Реинжиниринг предлагает вместо проверки каждого из выполняемых заданий перепроектированный процесс часто агрегирует эти задания и осуществляет проверки и управляющие воздействия в отложенном режиме, что заметно сокращает время и стоимость процессов.

7. Минимизируется количество согласований. Задача реинжиниринга состоит в минимизации согласований путем сокращения внешних точек контакта.

8. «Уполномоченный» менеджер обеспечивает единую точку контакта. «Уполномоченный» менеджер играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком. Он ведет себя с заказчиком так, как если бы был ответственным за весь процесс. Чтобы выполнить эту задачу менеджер должен быть способен отвечать на вопросы заказчика и решать его проблемы, имея для этого доступ ко всем используемым информационным системам и ко всем исполнителям.

9. Преобладает смешанный централизованно/децентрализованный подход. Современные технологии дают возможность компаниям действовать полностью автономно на уровне подразделений, сохраняя при этом возможность пользоваться централизованными данными.

Несмотря на важную роль, которую информационные технологии играют в BPR, реинжиниринг нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов.

В проведении реинжиниринга участвуют специалисты двух типов – профессионалы в области реконструируемого бизнеса и разработчики информационных систем, этот процесс нельзя автоматизировать.

Современный BPR базируется на современных подходах разработки сложных систем:

1. объектно-ориентированные методы;

2. CASE- технологии;

3. инженерия знаний;

4. имитационное моделирование процессов;

5. методы быстрой разработки приложений.

Именно эта тенденция и наблюдается сейчас в развитии методологии и инструментальных средств BPR.

Объектно-ориентированное моделирование признано сегодня базовой методологией BPR. Поскольку реинжиниринг ориентирован на процессы, а не на данные, традиционные подходы оказались неадекватны. Объектно-ориентированный подход является единственным пока подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, так и их поведение. Кроме того, он обеспечивает создание прозрачных, легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих повторное использование отдельных компонентов.

CASE - технологии использовались в реинжиниринге практически с момента его появления. Однако их ориентация на разработчиков информационных систем привела к тому, что теперь их начинают объединять с другими современными технологиями – в первую очередь, с объектно-ориентированными.

Имитационное моделирование обеспечивает не только наиболее глубокое представление моделей для непрограммирующего пользователя, но и наиболее полные средства анализа таких моделей. Построение реальных имитационных моделей довольно трудоёмкий процесс, а их детальный анализ, выходящий за рамки простого сбора статистики по срокам и стоимостям, зачастую требует от пользователя специальной подготовки.

Чтобы преодолеть эти трудности, сегодня начинают использовать методы инженерии знаний. Во-первых, с их помощью можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес процессах и, в частности, о рабочих процедурах. Во-вторых, решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей.

Методы быстрой разработки приложений позволяют сокращать время создания поддерживающих информационных систем и, следовательно, используются не только в ходе реинжиниринга компании, но и на этапе эволюционного развития, сопровождающегося постоянными модификациями и улучшениями информационных систем компании.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: