Особенности взаимоотношений с контрагентами как объект защиты информации ограниченного доступа

Особенности рыночных отношений в стране в настоящее время нарактеризуются жесткой конкуренцией, в том числе недобросовестной, незащищенностью предпринимателей и собствен­ников, связанной с имеющимися недостатками в законодательстве.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации* (ГК. РФ) информация является объектом граждан-i мьправовых отношений, входит в состав имущественного комп­лекса предприятия (ст. 132) и защищается собственником способами. предусмотренными ГК РФ и законодательством (ст. 139). Таким образом, если речь идет не о государственной, а о коммер­ческой тайне, то основным органом ее зашиты является собствен­ник.

Вместе с тем предпринимательство как процесс очень часто требует использования информации, в том числе ограниченного доступа, во взаимоотношениях с контрагентами. Конечно же основным способом зашиты передаваемой контрагентам информации является нормативно-правовое закрепление обязанностей контр­агента по ее защите.

Такое закрепление предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 2004 г. №. 98-ФЗ «О коммерческой тайне» 146):

«1. Отношения между обладателем информации, составляю шей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются коном и договором.

2. В договоре должны быть определены условия охраны ко: фиденциальности информации, в том числе в случае реоргани ции или ликвидации одной из сторон договора в соответствии гражданским законодательством, а также обязанность контраге: та по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.

3. В случае, если иное не установлено договором между обла-ч дателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контр­агентом, контрагент в соответствии с законодательством Россииской Федерации самостоятельно определяет способы защиты им формации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору.

4. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенно: контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения ил угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном ис; пользовании информации, составляющей коммерческую тайнд третьими лицами.

5. Обладатель информации, составляющей коммерческую тай^ ну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать информацию, составляющую komмерческую тайну, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено догсм вором.

6. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной! по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором». (Статья 12. Охрана конфи­денциальности информации в рамках гражданско-правовых otношений).

Анализ приведенной правовой нормы показывает наличие в ней слабых мест, касающихся добросовестного выполнения контрагентом обязательств, предусмотренных частями 2, 3 и особенно 4 и 6 ст. 12 Закона.

Очевидно, что контрагент не заинтересован в том, чтобы в Договоре (контракте) присутствовали обязательства, вытекающие hi содержания части 2 ст. 12, а при их отсутствии в договоре — самостоятельно принимаемые меры защиты (в соответствии с частью 3) будут минимальными и, возможно, малоэффектив­ными.

Выполнение обязанностей по информированию собственника при разглашении информации контрагентом, предусмотренных in чью 4 ст. 12, маловероятно, так как влечет необходимость воз­мещения убытков в соответствии с частью 6 ст. 12.

Эта особенность требует от собственника информации принятия ряда мер, направленных на защиту своих интересов.

Но заключения контракта (договора):

• изучать контрагента с точки зрения его добросовестности; в них целях могут быть использованы возможности органов госурственной власти, ведущих учет недобросовестных пред­принимателей (органов внутренних дел, налоговых органов, арбитражных судов и т.п.), общественных предпринимательских объединений, обществ зашиты прав потребителей, аудиторских фирм;

• использовать возможности службы безопасности предприятия для изучения контрагента и его руководителей в рамках Зако­на РФ от IT марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

• разрабатывать типовые контракты (договора), обеспечиваю­щие защиту интересов предприятия в информационной сфере, использовать в этих целях специалистов службы безопасности, а 1цкже опыт других предприятий.

При заключении контракта (договора):

• отстаивать при проведении переговоров о подписании контр­актов необходимость включения в них положений типовых контрактов, обеспечивающих защиту интересов предприятия в инфор­мационной сфере;

• привлекать специалистов службы безопасности предприятия к проведению переговоров;

• использовать специализированные фирмы для оценки про­емов контрактов с учетом достаточности изложенных в них мер инпнты информации предприятия.

После заключения контракта:

•документировать факты передачи информации ограниченно­го доступа контрагенту;

• контролировать наличие на носителях передаваемой инфор­мации установленных законодательством атрибутов;

• осуществлять мониторинг рынка с целью выявления товаров и услуг, произведенных с использованием незаконно полученной информации предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: