Выделим насущные проблемы организационного поведения и менеджмента.
1) Как управлять человеческими ресурсами для обеспечения конкурентного преимущества организации.
2) Как развивать этически-приемлемую организационную структуру.
3) Как управлять разнородным составом сотрудников (возраст, пол, религия, способности и т.д.)
4) Как управлять организационным поведением, когда организация начинает действовать в международном масштабе.
Особенности организационного поведения в российских организациях:
- кризис мотивации
- негативная трансформация представления о современной трудовой деятельности
- необходимость развития новых способностей у персонала
- применение манипулирования и др. жёстких психологических методов как основных методов влияния на работников
- поиск моральной поддержки в своих детях и страх перед старостью.
Существуют различные подходы к пониманию данной учебной дисциплины.
1) Классический наибольшее развитие получил в 20-30-х годах в Европе и США.
|
|
Основатели научного менеджмента: Анри Файоль, Фредерик Тейлор.
Путь к эффективности организации: в повышении производительности труда, рациональности организации труда рабочих и служащих, учёт личных характеристик выводился за рамки исследования.
Наибольшую известность в развитии научного менеджмента занимает Ф.Тейлор (1856-1915). Тейлор полагал, что если время и усилие которые каждый сотрудник тратит на выпуск продукции сократить посредством кооперации, то производственный процесс станет наиболее эффективным.
4 принципа Тейлора:
1) изучайте способы при помощи, которых сотрудники выполняют свои задачи, собирайте всю неформальную информацию, о работе имеющуюся у сотрудника.
2) систематизируйте новые методы выполнения задач в виде правил и стандартных операционных процедур.
3) тщательно отбирайте сотрудников, имеющих навыки, способности, умения соответствующие решаемой задачи.
4) устанавливайте средний или приемлемый уровень решаемой задачи, а затем выдавайте вознаграждение (за превышение уровня вышеприемлемого).
2) Хоторнские эксперименты направлены на изучение зависимости материальных факторов на производительность труда.
Результат эксперимента: производительность напрямую не зависит от физических и экономических факторов, является следствием установления неформальных отношений между работниками.
Существующую роль играют социально-групповые стимулы в поведении работника.
Зависимость вовлечённости участников в производительный процесс от лидерства и усилений коммуникаций в группе (выскочки, тормоза и мастера).