Законодательство о выборах депутатов национальных парламентов – законодательных (представительных) органов

В большинстве государств мира структура выборных органов и применяемая избирательная система остается относительно стабильной. Изменения в структуре представительных органов происходят редко, но имеют место. Например, в 2009 году Стортинг Королевства Норвегия был преобразован из двухпалатного в однопалатный. В начале ноября 2012 года правящая в Турции Партия справедливости и развития официально внесла на рассмотрение парламента законопроект о внесении в конституцию страны изменений, предполагающих превращение республики из парламентской в президентскую. Уже следующий президент Турции должен быть избран прямым всенародным голосованием (а не парламентом, как это происходит сейчас).

Изменяется и система распределения мандатов. В последние годы общемировой тенденцией становится смена мажоритарной избирательной системы на иную: на смену чаще всего приходят смешанная либо полностью пропорциональная избирательная система. Эта тенденция оформилась в 1993 году, когда на референдуме в Италии был поднят вопрос о переходе от мажоритарной избирательной системы к смешанной. С того времени от мажоритарной избирательной системы отказалось более 30 государств, большинство из которых перешло к полностью пропорциональной избирательной системе. В дальнейшем (2005 год) в Италии также был осуществлен переход к полностью пропорциональной избирательной системе.

Существуют и примеры поиска альтернативных систем голосования. Например, в Великобритании – оплоте применения мажоритарной избирательной системы относительного большинства – в мае 2011 года в ходе референдума была осуществлена попытка перехода на парламентских выборах к системе альтернативного голосования (ALTERNATIVE VOTE, AV). В целях восстановления доверия жителей страны к парламенту, подорванного вследствие скандала с растратой бюджетных средств, предлагалась система, смысл которой заключался в том, что избиратель сможет оценить кандидатов в порядке «хит-парада» и проголосовать за трех наиболее «симпатичных» ему претендентов на депутатские кресла. Поднимался и вопрос о снижении возрастного ценза избирателей с 18 до 16 лет, а также вопрос о выборности Палаты лордов. Однако большинство избирателей (67,9 % принявших участие в голосовании, явка 42,2 %) не поддержали реформу избирательной системы и высказались за использование мажоритарной системы (т.е. сохранение действующего принципа голосования). Большинство политологов сошлось во мнении, что вопрос о возможном реформировании британской избирательной системы можно считать в обозримой перспективе закрытым. Кстати сказать, вопрос реформирования избирательной системы возникал еще в 2007 году.

Вопрос о переходе от смешанной к пропорциональной избирательной системе на парламентских выборах может быть поставлен и на Украине.

В Российской Федерации, помимо уже принятых федеральных законов, еще ряд инициатив оформлен в виде законопроектов и находится на рассмотрении в Государственной Думе. В частности, 16 февраля 2012 года в Государственную Думу Президентом Российской Федерации был внесен законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Он подразумевает введение иной, чем использовалась в течение двух последних электоральных циклов, системы выборов депутатов Государственной Думы. Тем не менее ситуацию с изменением применяемой избирательной системы можно оценить как неоднозначную.

Предполагается и новый порядок формирования Совета Федерации, предусматривающий две различные процедуры наделения полномочиями членов Света Федерации: представителя от законодательного (представительного) органа и представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Выборы глав (губернаторов) административных единиц

Еще одной новацией российских выборов стал возврат к прямым выборам глав субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается непосредственно гражданами на основе впервые применяемого порядка выдвижения кандидатов, устанавливающего в качестве обязательного условия для выдвижения получение поддержки депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. Анализ применения так называемого муниципального фильтра на губернаторских выборах показал, что он может стать альтернативой сбору подписей на федеральных выборах. Это прозрачная процедура, число необходимых подписей сокращается в 10-12 раз, возрастает ответственность представителей муниципалитетов за поддерживаемого кандидата.

Среди политологов имеет место позиция, что изменение количества и порядка сбора подписей кандидатом на должность президента любого государства может стать причиной серьезных изменений в политической сфере. В мировой практике выработаны различные требования к кандидатам на пост президента.

Один из примеров – выборы Президента Французской Республики. Действующее законодательство едва не вывело из президентской гонки Марин Ле Пен, дочь известнейшего политика, непременного участника предыдущих президентских кампаний Жан-Мари Ле Пена. Марин Ле Пен, сменившая своего отца на посту председателя Народного Фронта, столкнулась с серьезными трудностями при сборе необходимых для выдвижения своей кандидатуры 500 подписей выборных должностных лиц, представляющих не менее чем 30 различных департаментов и территорий Франции – депутатов, мэров, членов региональных советов и иных лиц, занимающих выборные должности. Но, несмотря на трудности при выдвижении, в первом туре выборов ей удалось уверенно занять третье место с результатом 17,9 процента голосов избирателей, что ниже показателя победителя первого тура Франсуа Олланда лишь на 10 процентов.

У этой нормы есть очевидные преимущества, так как она заставляет политиков искать поддержки по всей Франции. Подписи в поддержку кандидатов подлежат публикации, что сильно затрудняет сбор фиктивных подписей.

Прямые выборы глав исполнительной власти субъектов федеративных государств в мировой практике являются достаточно распространенным явлением. Всеобщие прямые выборы глав субъектов существуют в таких зарубежных государствах, как Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Мексики, Федеративная Республика Нигерия и в ряде иных.

Применяется и система непрямых выборов глав субъектов федераций, а именно: местными законодательными или представительными органами. Ее используют такие федеративные государства, как Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия. Схожая система существует и в бывших британских доминионах Австралии и Канаде, с тем лишь отличием, что в этих государствах сохранился институт губернаторов и генерал-губернаторов, представляющих Королеву, в то время как реальная власть в субъекте федерации сосредоточена в руках формируемого законодательным собранием правительства провинции или территории.

Совершенно уникальная система, заключающаяся в регулярной ротации членов правительства кантона на посту кантонального президента, существует в Швейцарской Конфедерации.

Достаточно сложной является структура управления субъектами федерации Королевства Бельгии: страна делится на три языковых сообщества, три региона, четыре языковых зоны и десять провинций, имеет шесть федеративных парламентов и шесть федеративных правительств. Языковые и региональные представительные органы (федеративные парламенты) формируют соответствующие правительства.

В Федерации Боснии и Герцеговины премьер-министры кантонов назначаются председателями ассамблей (законодательных органов) кантонов.

В тех государствах, где проходят выборы глав административных единиц, применяются различные требования к кандидатам, выдвигающим свои кандидатуры на выборах глав субъектов федерации.

Среди государств, не являющихся федерациями, также не сложилось единого подхода к требованиям, предъявляемым к кандидатам, выдвигающим на выборах свои кандидатуры на высшие посты административно-территориальных единиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: