Вопрос 5. Формы территориального устройства госу­дарств

Вопрос 4. Республиканская форма правления.

Общие положения. 1. Она характерна для развитых буржуазных от­ноше­ний. 2. Её отличительная черта - наличие избираемых высших орга­нов власти (лат. respublica от res - дело, publicus - общественный). 3. В за­виси­мости от рас­пределения полномочий между президентом и парламен­том республики делятся на президентские, парламентские и сме­шанноготипа (полупрези­дентские и полупарламентские).

I. Президентскаяреспублика. 1. Здесь избираемый всенародно или колле­гией выборщиков президент является главой государства и прави­тель­ства одно­временно. 2. В США президент с согласия сената (верхней пала­ты) формирует свою ад­министрацию. Это и есть Правительство США, где нет должности премьер - министра. 3. Прези­дент США не мо­жет распустить пар­ламент, но обла­дает правом отлага­тельного вето в от­ношении законо­про­ектов. 4. Парла­мент не может выразить недоверие пра­ви­тельству, но он ог­ра­ничи­вает власть президента законами и правом ут­вер­ждения бюджета. 5. Конгресс США может сместить президента в поряд­ке им­пич­мента.

Суперпрезидентская республика. 1. Так называют все президент­ские рес­публики, отклоняющиеся от классической модели США - Сирия, Туркме­нистан, Узбекистан, Казахстан, все страны Латинской Америки. 2. Здесь пре­зидент является главой государства, прави­тельства, а также ли­дером правящей парламентской партии. 3. За ним закрепляют­ся неограни­ченные права: распускать парламент, вво­дить ЧП, издавать дек­реты, имеющие силу закона, назна­чать и смещать глав местных админист­раций и судей. 4. Отсутствуют законные механизмы импичмента.

II. Парламентская республика. 1. Здесь парламент сам формирует политически ответственное перед ним правительство, а также непосредст­венно избира­ет президента, являющегося главой государства, но не прави­тельства (ФРГ, Италия). 2. Реальным главой го­сударства и пра­вительства яв­ляется пре­мьер-министр (канцлер). 3. Каждый министр одновременно яв­ляется депу­татом парламента. 4. Парламент вправе выразить недоверие прави­тельству или отд. мини­стру и уволить его в отставку.

III. Республика смешанного типа. 1. Здесь сочетаются элементы пре­зи­дентской и парламентской рес­публик. 2. Президент изби­ра­ет­ся на все­об­щих выборах и наделен большими полномочиями. 3. Пра­ви­тельство фор­мируется президентом с учетом расклада политических сил в парла­менте. Оно ответствен­но и перед президентом, и перед парла­ментом. 4. Как и в президентской респуб­лике, здесь действует принцип несовмес­тимости полномочий министра и депу­тата. 5. Президент осуществляет общее ру­ко­водство пра­витель­ством, которое возглавляет премьер-министр. 6. Если парла­мент выразит недоверие правительству, то президент обязан рас­пус­тить пар­ламент или отправить в отставку правительство (ч. 4 ст. 117 КРФ). 7. К рес­пуб­ликам смешанного типа относятся Фран­ция, а также - РФ.

Задание. Заполните таблицу:

Виды республик и их признаки

Вопросы для сравнения Виды республик
Президентская Смешанная Парламентская
1. Кто избирает президента?    
2. Кто формирует прави­тельство?      
3. Перед кем ответственно правительство?      
4. Есть ли у президента право роспуска парламента?    
5. Существует ли пост пре­мьер-министра?    
6. Каков объем полномочий президента?      
7. Современные государства      

I. Унитарное государство (франц. unitarism от лат. unitas - единство). 1. Его части не имеют статуса государственного образования и являются ад­министра­тивно - территориальными единицами (провинции во Фран­ции, области в Казах­стане). 2. Здесь существует еди­ная система законодатель­ства на основе единой конституции, единое граж­дан­ство, централизованная систе­ма судебных и право­охранительных ор­ганов, единая система налогов. 3. Издаваемые на местах нор­мативные акты являются подзаконными. 4. Границы административных еди­ниц могут быть изменены без согласия ор­ганов МСУ и местного насе­ле­ния.

II. Федерация (фр. federation от позднелат. foederatio - объединение). 1. Она состоит из государственных образований, обладающих некоторой самостоятель­ностью. 2. В отличие от унитарного государства, федерация имеет две системы органов государственной власти - федеральные органы и органы власти субъек­тов федерации. 3. Обязательный элемент федера­ции - двухпалатный парламент, где одна палата выражает инте­ресы субъектов, а др. – федеральные интересы. 4. Субъекты федера­ции лишены права вы­хода из неё и не вправе участвовать в ме­ждународной политике. Однако они имеют свою конституцию, свои органы государ­ственной власти и свое законодательство. 5. В случае нарушения феде­рального законода­тельства федеральная власть вправе применить определенные меры к субъекту фе­дерации. 6. Различают федерации, построенные на тер­риториальной осно­ве (США, ФРГ), на национальной основе (Индия, Бель­гия), на нацио­нально-территориальной основе (РФ, Ка­нада).

III. Конфедерация (лат. confoederatio - союз). 1. Это союз государств, соз­данный для достижения общих целей - экономических, политических, военных или др. 2. Юридической основой конфедерации является договор между ее участниками, которые вправе свободно выходить из нее. 3. К ве­дению об­щих органов конфе­дерации обычно относится небольшой круг вопросов - единая ар­мия, единая валюта. 4. Парламенты го­сударств, вхо­дящих в конфеде­рацию, могут отказаться применять реше­ния её общих ор­ганов, т.е. не ратифициро­вать их. 5. Конфедерация является пере­ходной формой либо к полному распаду союза, напр., СНГ, либо к фе­дера­ции, напр., Европейский Союз, Со­юзное государ­ство РБ и РФ.

Задание. Заполните таблицу:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: