Появление храмового богослужения. Первые намёки на существование самостоятельных храмов относятся ещё к концу II века

Первые намёки на существование самостоятельных храмов относятся ещё к концу II века. Сначала христиане устраивали их в каких-то “ старых зданиях” (Евсевий), а затем, в царствование имп. Коммода (180 - 192) стали строить новые. Тертуллиан и Климент Александрийский (†215) уже упоминают о храмах в виде отдельных зданий.

При либеральном имп. Александре Севере (222 - 235) христиане приобрели участок земли для храма, но это место было выгодным для постройки харчевни и трактирщики начали с христианами судебный процесс. Однако, император вмешался и решил дело в пользу христиан. (А. Голубцов “Места молитвенных собраний христиан I - III вв” Сергиев Посад. 1898г. стр. 13).

Когда свт. Григорий Чудотворец прибыл в Неокесарию (а это было ок. 240г.), “ тотчас приступил он к построению храма... Храм этот видим доныне... Сей великий муж заложил его на самом видном месте города” - пишет автор его жития свт. Григорий Нисский (Там же. стр. 11 - 12).

Очевидно, таким же “видным” был храм в тогдашней столице империи Никомедии, о разрушении которого гонителями свидетельствует Лактаций: “ На рассвете дня пришли к храму нашему военные и полицейские чиновники со значительным отрядом стражи и, разломив двери, стали жечь священные книги, все грабить и разрушать. Галерий и Диоклетиан равнодушно смотрели на это позорище, ибо Никомедийский храм был построен на возвышении и можно было видеть его из дворца. Они рассуждали между собой, предать ли сожжению это священное здание...” (Там же, стр. 13).

Эдикт имп.свт. Диоклетиана, изданный в 302г. повелевает “ повсюду разрушать храмы до основания”. Значит, к концу III века они уже были “ повсюду”.

Как же они могли выглядеть?

57-я глава II книги “Апостольских постановлений” (это как раз III век) указывает: “ Да будет здание продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам, подобно кораблю. (т.е. это - базилика). В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидят пресвитеры и стоят одетые в полное облачение диаконы, подобно матросам... В другой части здания пусть сидят миряне... женщины должны занимать место отдельно (...) Посреди же чтец, встав на некотором возвышении пусть читает книги... А привратники пусть стоят при входах, охраняя их...”.

Т.о. храм уже членился на алтарь и общую часть посреди которой - “ некоторое возвышение” (прообраз будущего амвона). Справа от него мужчины, слева - женщины. В алтаре - престол епископа (будущая кафедра) и сопрестолия пресвитеров. Не упомянуто, но из других источников явствует, что к северу от престола, у входных дверей, стоял стол для приношения (будущий жертвенник), откуда брали хлеб и вино для освящения.

Другим типом древнейших храмов были крипты и кубикулы римских катакомб. Кубикулы - это фамильные склепы с полукруглыми нишами в стенах, где стояли мраморные саркофаги. Здесь почивали мощи святых (известно, например, что в начале VII в. папа Бонифаций IV вывез из катакомб 32 повозки с мощами!).

Крипты - это ряд помещений или кубикул, соединённых в одно целое. Здесь уже возможно было какое-то внутреннее убранство, стояли скамьи, стены были расписаны фресками. Наиболее известная из таких катакомбных крипт - церковь в усыпальнице св. Агнессы, открытая в 1842г. патером Марки и относящаяся как раз к началу III века. Проф. А.Голубцов так описывает её: “ Она состоит из пяти квадратных кубикул, соединенных между собой по прямой линии. Обычная катакомбная галерея разрезает этот продольник на две неравные половины: Одну в две кубикулы (для женщин), другую - в три... предназначавшихся для мужчин и алтаря. Последний занимал целую кубикулу и отделялся от двух остальных, вероятно, решетками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа... В передней стороне алтаря устроена полукруглая ниша, а в ней - высеченное из камня епископское место, по сторонам которого находятся каменные скамьи для пресвитеров...”

Престол не сохранился, но очевидно, что им служил саркофаг мученика (А.Голубцов, “Из чтений церковной археологии и литургике” СПб, 1995г. стр. 84 - 85).

Итак, на Западе храмы возникли в катакомбах, а на Востоке в базиликах. Это различие в происхождении храмов Востока и Запада сказывается до сих пор (!) вот в каких литургических особенностях.

В восточных храмах Евхаристия совершается на антиминсах, которые возникали также в III веке в качестве переносного престола. т.е. во время гонения, при разрушении храма, епископ или пресвитер мог совершать литургию в лесу или на кладбище, словом, где угодно, имея антиминс с частицей мощей (Невзоров Н. “Устройство христианских храмов в первенствующей Церкви” - журн. “Странник” 1874г. N°8, стр. 22). И до сих пор православные совершают Евхаристию на антиминсе.

Римские же христиане во время гонений укрывались в катакомбах, совершая Евхаристию в криптах и кубикулах на саркофагах своих мучеников. В этом случае престолом служила горизонтальная плита (т.н. mensa), прикрывавшая гробницу. На Западе, следовательно, не было необходимости в антиминсах. И до сих пор у католиков вместо нашего антиминса употребляется каменная доска с частицей мощей, которая лежит в выемке престола. Этот священный камень называется sakra petra. А католический плат - корпорал это совсем не антиминс, а он, скорее соответствует нашей плащанице.

Кроме того, поскольку в катакомбах не было насекомых, то не было и нужды покрывать от них Св.Дары. Поэтому у католиков нет ни покровцев, ни звездицы, ни рипид. Нет и отдельного жертвенника, поскольку всё совершалось на саркофаге (будущем престоле). Потому и сам престол у них каменный, а у нас - деревянный (т.к. семантически это - обеденный стол).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: