В параллельных “Завещанию” “Канонах Ипполита” и особенно в Эфиопской версии “Апостольских постановлений” находим это чинопоследование в чистом виде. Вот оно:
Канон 25 “ О внесении светильника на вечерю общины” (отсутствует в остальных версиях, дублирующих латинский кодекс V века, из которого вырван этот лист): “ Когда приходит епископ, после наступления вечера, диакон пусть вносит светильник и, став (?) посреди всех присутствующих верных, возносит благодарение”.
P. S. Здесь непонятно, кто возносит благодарение - епископ или диакон. Но “Каноны апостолов”, дублирующие этот чин уточняют: “ Когда наступает вечер, диакон вносит светильник. Епископ приветствует собрание: “Господь со всеми вами!” (“Canones Ecclesiastic” London, 1904, стр. 159).
Также у Ипполита:
“ Сначала будет он приветствовать, говоря: “Господь с вами”. И народ пусть говорит: “И со духом твоим”.
Еп.:
“Возблагодарим Господа”.
Народ:
“Достойно и праведно есть: Ему подобает величие и хвала со славой”.
Не говорится “Горе имеем сердца”, ибо это произносится при приношении (т.е. при Евхаристии).
|
|
Еп.:
“Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый (“ Каноны апостолов”: ”... за то, что Ты просветил нас откровением невещественного света”). И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
И все говорят: “Аминь”.
Итак они пусть встают после вечери, молясь; (т.е. до этого сидели) а отроки говорят псалмы; также и девы (т.е. девственницы)”.
“Каноны Ипполита” (Тоже конец III века), описывая схожий чин, добавляют:
“В отсутствии епископа диакон замещает его в том, что качается молитвы и преломления хлеба... Но мирянину не подобает благословлять хлеб: пусть только преломит, ничего не делая”.
Так что же это за чин, который может совершать и диакон, который начинается внесением светильника, а завершается благословением хлебов, сохранившимся от Агапы? Очевидно, это - первоначальная Вечерня. По всем упомянутым источникам мы можем реконструировать её в следующем виде:
Вход епископа и диакона, который вносит в молитвенное собрание светильник.
Епископ приветствует собравшихся: “ Господь с вами!” (т.е. их духовному взору преподаётся воссиявший во славе Христос) и призывает восславить Того, Кто невидимо вошёл в собрание вместе с внесённым светильником: “ Возблагодарим Господа!”.
|
|
Народ поёт: “ Достойно и праведно” и др. песнопения (в том числе и “ Свете тихий”, как увидим ниже).
Епископ читает Вечернюю молитву, а затем благословляет и раздаёт хлеба.
Отроки и девы поют псалмы.
Благословение и отпуст.
P.S. Вот откуда в чине нашей теперешней Великой Вечерни благословение хлебов, пшеницы, вина и елея после литии! Это - пища первохристианской Агапы! Это такой же явственный отголосок её, как и православные поминки.