Сиро-месопотамское монашество

Основателями его считаются прп. Иаков Низибийский (†340-е гг.; память 13 янв.) и прп. Авраамий Затворник (†ок. 360г.; память 29 окт.) - учителя прп. Ефрема Сирина (†373).

Известно, что Сиро-месопотамское монашество было наиболее строгим и вычурным. Здесь практиковались экзотические виды подвижничества: столпничество, затворничество, воскизм (житие под открытым небом). Воскитом был прп. Иаков Низибийский, прп. Марон (14 фев); его ученик прп. Иаков Великий (†437; память 26 нояб.) и даже женщины - Марина и Кира. Аскет Фалалей заключил себя в ящик. Аскет Варадат подвесил себя в колесе. И т. п.

Все это, были индивидуальные способы преодоления своего естества. То есть Сирия - родина монашеского индивидуализма и может показаться, что здесь невозможен никакой устав. Но это не так. Уже прп. Авраамий ок. 330г. основал первый пещерный монастырь Бейт-Абе на горе Изле, а прп. Юлиан Савва (†ок. 370) учредил в глубине Озройской пустыни первую лавру. В 360-е гг. прп. Аммиан устраивает Теледский монастырь, прославившийся подвижничеством прп. Евсевия и ставший базой для монашеского освоения Коринфской горы близ Антиохии.

Но наибольшее значение для нас имеет т.н. “монастырь Неусыпающих”, основанный прп. Александром (†430г.; память 23 фев). Выходец из Константинополя, он принял постриг в одном из монастырей Антиохии (ок. 380г.), просвещал жителей Озроина и Эдессы, а затем из своих учеников устроил обитель на Ефрате (между Зевгмой и Самосатой) с непрерывным псалмопением: 300 иноков различных наций, разделенные на 24 смены час за часом непрерывно воспевали псалмы. Эта экзотическая идея называлась “акойметон” - молитва, освящающая все время.

Идея “акимитов” получила широкую известность. Ок. 405г. прп. Александр перешел в Антиохию, где учредил второй подобный монастырь. Затем ок. 420г. он основал третий монастырь “Неусыпающих” в Константинополе (возле церкви св. Мины). Преемник Александра игумен Маркелл (†485) основал такой же монастырь в Вифании. В IV в. подобные монастыри упоминаются близ Халкидона.

Однако именно Константинопольская община “акимитов” связала свою судьбу со знаменитым впоследствии Студийским монастырем. Византийский хронограф под 462г. упоминает:

“в том же году Студий построил храм Предтечи и населил при нем монахов из монастыря Неусыпающих”.

В позднейшем житии Феодора Студита (составленном его учеником прп. Михаилом) находим некоторые подробности об этом Студии, который был “латынянин”:

“...пришел из города Рима муж знатного рода и богатый, именем Студий, достигший уже звания патриция и консула. Поселившись в нашем городе, он основал славный сей храм великому Предтече”,

т.е. главный храм Студийского монастыря.

Так возник первый центр формирования будущего Устава в его т.н. Студийской редакции. Однако, само это формирование началось только после 726г. (после начала иконоборчества) и связано главным образом с деятельностью прп. Феодора Студита (†826). Поэтому здесь нам надо прерваться и рассмотреть -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: