Игра Танграм и подобные игры

 

Остановимся на одном из виде конструирования – игре танграмм. Танграм (от китайскийого «семь дощечек мастерства») Это головоломка, состоящая из семи танов:

- 2 больших треугольника;

- 2 маленьких треугольника;

- 1 средний треугольник;

- 1 малый квадрат;

- 1 параллелограмм.

Их складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). [7 c.46]

При решении головоломки требуется соблюдать два условия:
1) необходимо использовать все семь фигур танграма;
2) фигуры не должны перекрываться между собой.

Что развивает танграм: [7 c.47]

— усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);

— внимание, умение концентрироваться на деталях;

— воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;

— логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;

— умение действовать по правилам.

По материалу изготовления игры «танграм» выделяют:

— деревянный

— магнитный

— картонный

— пластиковый

Работа с залом. Достаньте приготовленные таны из конверта и разложите их перед собой. Перед вами несколько вариантов. Выберите себе фигуру и приступайте к конструированию. Через пару слайдов мы сверим то, что у вас получилось.

Легенда первая: Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

У императора Китая родился наследник. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться.. Император призвал к себе трех мудрецов: математика, художника, философа и велел им придумать игру, забавляясь с которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял, что сложные вещи состоят из простых. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Ту"- квадрат, разрезанный на семь частей. 

Создателем танграма по легенде считают китайскийого мудреца Тана. Он написал семь книг о танграме, в каждой из которых он описал и смастерил ровно тысячу фигур. Эти книги ныне стали очень большой редкостью. Одна из книг, напечатанная золотом на пергаменте, была обнаружена в Пекине. В 1903 году американский шахматист, философ, любитель головоломок Самюэль Лойд выпустил книгу «Восьмая книга Тана», в которой опубликовал версии происхождения древней игры.

Проверяем работы зала.

Какие задания можно предложить детям при конструировании: [7 c.58]

1 вариант: Если ребенок маленький, то предложите ему составить фигуру путём наложения элементов на образец разделенными на составные части.

2 вариант: Составление фигуры по примеру, то есть картинка перед вами, а элементы составляете уже смотря на фигуры разделённую на части.
3 вариант: Для детей постарше, можно оставлять в фигуре только контуры.
4 вариант: Собственно творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

Аналог игре «танграм» -
Головоломка Пифагор: также квадрат поделен на 7 частей, только части немного больше, нежели в танграме. [7 c.59]

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ: Подходит для детей в возрасте от 4 лет. Занимаясь с головоломкой, ребенок познакомится с простыми геометрическими фигурами: треугольником, трапецией, квадратом. [7 c.60]

“Монгольская игра”: Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. [7 c.61]

Суть игры - собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Головоломка «Сфинкс» состоит из 4 треугольников и 3 четырехугольников с разным соотношением сторон. [7 c.62]

Головоломки от Алексея Шамшина: этот человек придумал интересные фигуры для танграма. [7 c.63]

Головоломка Архимеда (СТОМАХИОН): Элементы образованы путем деления прямоугольника на 14 частей – получаются треугольники и четырехугольники различных видов. [7 c.64]

Листик: Геометрическая головоломка-мозаика Листик разработана для детей в возрасте от 4 лет. Фигура напоминает лист сирени. Этот лист сирени выложен из других фигур: треугольников, квадратов, трапеций. [7 c.65]

"Волшебный круг" – аналог листика и танграма. [7 c.66]

ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА и фигуры, которые можно получить. [7 c.67]

Колумбово яйцо: [7 c.68] От­крыватель Америки Колумб был приглашен к всемогущему кардиналу Мендозе. За столом, по просьбе гостей, он начал рассказывать, как именно был им открыт Новый Свет (кото­рый, впрочем, он считал Индией). Кто-то из присутствую­щих, человек ограниченный, но самоуверенный, пожав пле­чами, сказал: «Так просто всё?»

Колумб взглянул на него и протянул ему лежавшее на блюде куриное яйцо: «Сделайте так, чтобы оно стояло на своем носке». Разумеется, попытки установить яйцо успехом не увенчались. «Это немыслимо...» - сказал обескураженный собеседник Колумба. «Это очень просто!» - с усмешкой от­ветил мореплаватель и, разбив о стол носок яйца, без труда заставил его стоять.

Выражение «колумбово яйцо» - стало воплощением ост­роумного и неожиданного выхода из затруднения, синонимом простого разрешения трудных вопросов.

Пентамино: Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают. [7 c.69]

Сложить букву «Т». «Сложить букву Т» — это мозаичная головоломка, состоящая из четырёх многоугольных фигур, из которых можно сложить заглавную букву «Т». В эти четыре фигуры входят, как правило, один равнобедренный прямоугольный треугольник, две прямоугольные трапеции и неправильный пятиугольник. [7 c.70]

Геометрические спички. Работа со спичками развивает: усидчивость и терпимость; сообразительность; внимательность к деталям; логическое мышление; стремление к достижению поставленных целей; эстетический вкус и творческую активность.

Оригами. Один из видов конструирования, пришедший из Японии. Развивает у детей тоже, что и геометрические спички. 

 

Анализ шести УМК:

 

УМК «Школа России» Моро М.И. 1 класс 1 часть 67 с.

Дано задание по типу танграма. Обратите внимание, чтобы получить одну фигуру, нужно задействовать все геометрические фигуры.

Задание со спичками. Вместо спичек можно использовать счетный материал.

Задание со спичками, но немного другое: ребятам надо самим составить из палочек фигуру. В задании 17 – просят двумя способами составить квадрат. А вы нашли эти способы?

  По возможности распечатать на группу это задание. Ребята при помощи соотнесения частей и размышлений найдут верные детали для построения корабля.

Танграм наоборот: у вас есть части с лишними деталями, которые образуют квадрат. Нужно найти верные.

Аналог танграма.

Моро 2 класс 1 часть.

 

Дана фигура и ее части. Нужно понять, чего не хватает. Нашли?

Аналог танграма

Аналог танграма наоборот

 

Моро 3 класс

Аналог танграма: нужно выложить геометрические фигуры.

Даны фигуры, которые нужно разрезать так, чтобы потом сложить квадрат.

 

Анализ учебников УМК «Гармония» Истомина Н.Б. 1 класс 2 часть 16 с

Истомина Н.Б. 2 класс 1 часть 106 с

 

При выполнении этого задания ребятам нужно подготовить детали с 1 по 4 цифру. И соединяя каждую, проверить, из каких можно сложить квадрат.

Истомина Н.Б. 3 класс 1 часть 12, 14 с

 

Истомина Н.Б. 4 класс 2 часть 109 с

Ребят просят вырезать фигуры и попытаться из них составить квадрат.

Анализ учебников УМК «Система Л.В. Занкова» Аргинская И.И. 1 класс 2 часть 31 с

 

 

Можно распечатать на парту это задание и попросить ребят найти нужный осколок и соединить.

Аргинская И.И. 3 класс 1 часть 38 с. №73.Какие буквы русского алфавита можно сложить из прямоугольников? Выберите одну из букв и начертите соответствующую фигуру.

Интересное задания на конструирование, связанное с алфавитом.

Аргинская И.И. 4 класс 1 часть 39 с

Задание на построение и конструирование: сначала учащиеся строят эту фигуру, а затем вырезают и складывают из нее другие фигуры.

 

Аргинская И.И. 4 класс 2 часть 27 с

Создание квадрата из игры танграм.Предлагают фигуры, которые нужно сложить из 7 танов.

 

Анализ учебников УМК «Перспектива» Дорофеева Г.В. 1 класс 1 часть 99, 107 с

 

 

 

Игра наподобие танграма.

Из круга вырезали фигуру и по форме нужно понять, что это за фигура.

 

Дорофеева Г.В. 2 класс 1 часть 9, 15 с

 

Игра Танграм.

Ребятам нужно развернуть фигуру и посмотреть какая развертка подходит больше всего.

Дорофеева Г.В. 3 класс 1 часть 16, 28 с

 

Дорофеева Г.В. 4 класс 2 часть 12 с

  Ребятам нужно вырезать две детали и с их помощью догадаться, какие из заданных фигур нельзя построить с помощью этих двух деталей.

 

 

Анализ УМК «Перспективная начальная школа» Чекин А. Л. 3 класс 2 часть 124-125 с

У данного автора только несколько заданий на конструирование геометрических фигур.

 

 

Анализ учебников УМК «Школа 2000» Петерсон Л.Г. 1 класс 1 часть 53,55

Даны части фигур, с помощью конструирования создаем новую.

Л.Г. Петерсон 1 класс 3 часть 13 с

Игра танграм

Л.Г. Петерсон 2 класс 2 часть 103 с

  Работа с калькой и геометрическими фигурами.

Л.Г. Петерсон 3 класс 2 часть 18 с

 

 

Игры – головоломки, а также конструирование развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость. Простые в понимании, но достаточно трудные в решении, головоломки находятся на тонкой грани, соединяющей увлекательную игру и интеллектуальное развитие.

Такая деятельность на уроках математики развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

 

Список используемой литературы.

 

1. Немов Р.С. «Психология». Кн.2 «Владос», 1997 г-2с. 485c.

2. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. /3-е изд., перераб. и доп М.: Изд. «Ось-89», 2001. 272 с.

3. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Журнал "Начальная школа". № 1, 1999-33с.

4. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика»./С.Н. Волкова //Начальная школа. - 1997 - №9 - с. 68

5. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10.

6. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./Н.Б.Истомина - //М.: Академия, 2001г..

7. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 - 2000г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: