4.1. Проверочный расчет зубчатых передач
В ходе проверочного расчета определяются напряжения контакта и изгиба, действующие в зацеплении. Найденные напряжения сравниваются с допустимыми. В случае, если расчетное напряжение окажется больше допустимого, то следует увеличить значение модуля зацепления.
Контактные напряжения определяются по следующей формуле:
,
где – окружная сила колес;
К – вспомогательный коэффициент, равный 376 для косозубых передач и 436 для прямозубых передач;
КР – коэффициент нагрузки зубьев, равный 1,4 для косозубых колес и 1,27 для прямозубых.
Напряжение изгиба зубьев опреде ляется по формуле:
Кроме увеличения модуля зацепления в случае превышения расчетными напряжениями допустимых, можно увеличить межосевое расстояние либо выбрать материал с более высокой твердостью.
5. Расчет поликлиноременной передачи
Ременные передачи относятся к категории быстроходных передач, и поэтому в проектируемом приводе они являются первой ступенью. Исходными данными для расчета поликлиноременной передачи (ПКРП) служат номинальная мощность и номинальная частота вращения вала двигателя. В разрабатываемом приводе применяются ПКРП открытого типа (оси валов параллельны, вращение шкивов происходит в одном направлении) с прорезиненным ремнем поликлинового сечения.
|
|
Расчет ПКРП начинается с выбора типа сечения ремня. Выбор сечения ремня производится по номограмме, помещенной в Приложении Г, в зависимости от мощности, передаваемой ведущим шкивом Р (кВт) и номинальной частоты вращения ведущего шкива (об/мин).
Далее по выбранному типу сечения ремня определяется диаметр ведущего шкива:
,
где dmin – минимально допустимый диаметр шкива. Значение расчетного диаметра ведущего шкива округляются до ближайшего стандартного значения.
Расчетный диаметр ведомого шкива будет равен:
,
где d1 - стандартное значение диаметра ведущего шкива;
ε - коэффициент скольжения, равный 0,015.
Значение диаметра ведомого шкива округляют до ближайшего стандартного. Все округления значений диаметров выполняются в большую сторону.
Поскольку стандартные значения диаметров шкивов отличаются от расчетных, то передаточное отношение ПКРП будет иметь некоторые отклонения от заданного. Поэтому после определения диаметров шкивов определяется фактическое передаточное отношение передачи:
.
Чтобы судить о пригодности ПКРП, нужно знать отклонение фактического передаточного числа от заданного. Отклонение равно:
Значение отклонения не должно превышать 3%.
Следующий рассчитываемый параметр – межосевое расстояние. Межосевое расстояние определяется в два этапа – сперва ориентировочное, затем уточненное. Ориентировочное межосевое расстояние равно:
|
|
,
где: Н – высота сечения поликлинового ремня (см. Приложение Е).
Расчетная длина ремня равна:
Найденное расчетное значение длины ремня округляется в большую сторону до стандартного по Приложению В. После этого уточняется значение межосевого расстояния: