мантию, полностью его закрывающую его. Затем на сцену выносят громадный и красивый торт. В следующий момент этот торт летит в лицо победителю! Следует неординарный вывод: побеждать не обязательно приятно! Прежде чем вступить в состязания, подумай, нужна ли тебе эта награда и если да, то для чего! (Заметим, что приз был объявлен заранее. Поскольку день был очень жарким, то было непонятно, что сможет сделать с этим тортом победитель.) Дети осознали, насколько полезно как можно раньше уяснить последствия успешности своих усилий. Загадывая желание, надо быть внимательным — оно может сбыться. |
ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРЕИМУЩЕСТВА КАЖДОГО ТИПА |
Есть люди, которые верят в возможность выработки единой стратегии взаимодействия с людьми разных темпераментов. Однако мы постараемся показать, что это неверно. Для подтверждения этого положения представим КРАТКИЕ ОПИСАНИЯ каждого темперамента и влияние на них возрастных изменений. САНГВИНИК —
Ему всегда недостает общения. Одиночества он не переносит, и лишение общения является для него суровым наказанием. В экстремальной ситуации для него характерно ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ее травматичности за счет снижения значимости цели. «Не буду я эту стенку пробивать лбом! Есть много и других интересных задач!» Способность сангвиника к обесцениванию цели ведет к тому, что он НЕ СКЛОНЕН К АГРЕССИИ и обвинениям. Ставя себя достаточно высоко, сангвиник НЕ ЗАВИСТЛИВ. Однако у него быстро возникает ощущение СКУКИ при выполнении стереотипных заданий или заданий, рассчитанных на длительный срок («Эта тягомотина не для таких людей, как я!»). Стремление быстрее избавиться от задания приводит к тому, что они лишь частично «выпекают» свои идеи внутри себя, предпочитая завершить приготовление на глазах окружающих, что иногда является причиной выставления на суд окружающих необдуманных, «сырых» мыслей. В ситуации, когда дела не продвигаются или продвигаются недостаточно быстро, ему становится скучно, и он нуждается в ПООЩРЕНИИ. В качестве такого поощрения для него существенны социальное признание, слава и деньги. Он всегда интересуется: «А зачем это мне нужно?» Однако, если Нобелевская премия вот-вот уже приближается, то он вдохновляется и способен оптимально использовать выделенный ему природой энергетический запас. Другим поощрением выступают задачи, несколько превышающие его обычный уровень («Никто не сможет кроме меня!»). |
Без своевременного поощрения имеется опасность, что он переключится на что-нибудь другое. При всем мастерстве САНГВИНИКА в общении его общение имеет и негативные оттенки. Достаточно часто его отношения к людям изменчивы и НЕПОСТОЯННЫ. Зачастую он НЕ ДЕРЖИТ своего СЛОВА, так как неглубоко обдумал, в состоянии ли сдержать его. Он плохой должник, с легкостью и неоднократно будет требовать отсрочки. Он обычно оптимистически настроен, весельчак, шутник и часто подшучивает над собой, но у него есть и АХИЛЛЕСОВА ПЯТА. При общении с ним не следует расслабляться, подшучивая над другими, он НЕ ТЕРПИТ, когда шутят над ним.
ХОЛЕРИК — МАСТЕР ТАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ХОЛЕРИК импульсивен, то есть имеет тенденцию быстро реагировать на ситуацию без предварительного обдумывания, планирования своих действий и без учета возможных негативных последствий своего поведения для себя и окружающих. Он мастер ТАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Вместе с тем, у него недостаточная способность к предварительному анализу ситуации и произвольному контролю выполняемых действий. Под влиянием страстей ХОЛЕРИК обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые быстро воспламеняются от ВНЕШНЕГО ПРЕПЯТСТВИЯ. ЖДАТЬ и терпеть он НЕ УМЕЕТ, сдерживать свои желания ему трудно, а раздражительность возникает легко и в кризисной ситуации быстро переходит в АГРЕССИВНОСТЬ («Найти виновного и покарать!»). Опасность поступков холерика связана с тем, что, имея склонность к героическим прогнозам и построению победоносных планов, он предстает МАКСИМАЛИСТОМ — желает сохранить одно, не отказываясь от другого. Вместе с тем холерик УСПЕШНЕЕ в решении ТАКТИЧЕСКИХ задач и у него самый МОЩНЫЙ ФОНТАН ИДЕЙ. (Однако доля полезных идей в фонтане у них меньше, чем у флегматиков, сангвиников и меланхоликов.) |
ФЛЕГМАТИК — ФЛЕГМАТИК, в отличие от сангвиника и холерика, не понимает, что такое «поторопитесь, времени не хватает!» — ему времени всегда хватает и даже есть некоторый избыток. Это позволяет ему намечать СТРАТЕГИЧЕСКИЕ направления деятельности. Торопливость ему несвойственна, поскольку он считает, что быстро ничего путного сделать нельзя. При любой форме нажима («Мы опаздываем сдать работу», или «Ты тормозишь работу всех остальных, они могут пострадать из-за тебя», или «Сам руководитель фирмы недоволен твоим промедлением!») флегматик скорость своих действий не меняет. Попав в жесткую проблемную ситуацию, он, скорее всего, перестанет придавать событиям какую-либо значимость, обнаружит стремление «уйти из поля» и пустить все на самотек. «Куда торопиться? Надо выждать и посмотреть, как будут развиваться события, а тогда и решить, надо ли что-то делать!» МЕЛАНХОЛИК — МЕЛАНХОЛИК считает, что все к нему плохо относятся. Наверное, он этого заслуживает, и с этим уже ничего не поделаешь! Как результат, возникает депрессия. На этом фоне возникает положительная обратная связь, — на фоне исходно высокой тревожности растет негативное отношение к себе. Поэтому МЕЛАНХОЛИК повышенно ВНУШАЕМ. Его настроения носят ЗАТЯЖНОЙ ХАРАКТЕР, в поведении проявляются ригидные установки и большая инертность переживаний, что ведет к ЧРЕЗМЕРНОЙ ОБИДЧИВОСТИ и слезам по незначительному поводу. При этом он не только ЧЕЛОВЕК СЛОВА, он исключительно обязателен. Он с трудом дает обещание, ибо всегда не уверен, в состоянии ли его исполнить, но не исполнять его он не может. Особая |
чувствительность меланхолика, делающая его боязливым и суеверным, имеет и два ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ следствия. Во-первых, расположенность к сочувствию. Он мастер ЭМПАТИИ и «эмоционального резонанса», то есть склонен к сопереживанию и даже способен к жертвенности. Во- вторых, способность первым улавливать новые тенденции. А если вы не сумели выяснить профессиональное мнение меланхолика по важному для вас вопросу, то вы его просто об этом не так спрашивали или ждали ответа недостаточно долго.
ВОЗРАСТ по-разному влияет на лиц разного темперамента. К старости обменные процессы замедляются, и представители всех темпераментов несколько меняются. У МЕЛАНХОЛИКОВ с возрастом постепенно заостряются личностные черты, которые в молодости приносили лишь незначительные неудобства, поскольку снижаются самооценка и самоконтроль. Запасы сил переходят в тугоплавкое состояние, а медлительность в раздражительность — в гневливость. В результате они становятся более раздражительными и слезливыми.. Медлительные ФЛЕГМАТИКИ с возрастом все больше стремятся к подтверждениям собственной значимости — титулам и званиям, то есть ко всему, что гарантирует уверенность, прочность, престиж — поэтому в зрелости не чураются интриг. Это отличает их от МЕЛАНХОЛИКОВ, которые для этого слишком чувствительны, от ХОЛЕРИКОВ, негибких и излишне прямых и от САНГВИНИКОВ, которым это не интересно. СКАЗКА МОЖЕТ ЗАХВАТИТЬ ВНИМАНИЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ, Для любого темперамента есть фрагмент сказки Один из самых продуктивных способов общения с детьми — рассказывание им СКАЗОК. Если даже сказку 192 |
слушает группа детей, включающая представителей всех темпераментов, то это не уменьшает ее влияние на каждого. Только для того, чтобы она захватила внимание любого ребенка, сказка должна содержать фрагменты, возбуждающие ПЕРЕЖИВАНИЯ и ИНТЕРЕС детей всех ТЕМПЕРАМЕНТОВ. Для МЕЛАНХОЛИКА типичны сострадание и сопереживание. Поэтому он всем сердцем будет сочувствовать бедной страдающей в башне принцессе и, сопереживая ей, забудет свои беды. У ХОЛЕРИКА преобладает потребность в энергичных действиях. Поэтому сказка о принце, который скачет на коне, борется и побеждает дракона, очень близка его сердцу. САНГВИНИКИ всегда готовы веселиться и праздновать. Поэтому, когда подробно описывается праздник по случаю победы, — тут уже сангвиники радуются от души. Еще надо не забыть рассказать, какой был устроен пир по случаю встречи принца и принцессы, тогда большое удовольствие получат и ФЛЕГМАТИКИ.
Сказки способны оказать помощь взрослому в том, чтобы не только захватить внимание ребенка, заставив сопереживать ее событиям, но и НОРМАЛИЗОВАТЬ его ПОТРЕБНОСТИ. Так, нередко воспитатель обнаруживает, что некий ребенок имеет склонность желать все больше и больше, тогда можно показать бессмысленность таких устремлений, рассказав сказку «О рыбаке и рыбке», где старуха в конце концов лишилась всего. СКАЗКА КАК ИНСТРУМЕНТ Формулировка залачи с учетом темперамента Учитывать, что в группе есть дети разных темпераментов, желательно на всех уроках, в частности на арифметике. Такой учет осуществляется специальным построением формулировки задачи. Например: «Крестьянин приготовил большую головку сыра. Разрезал ее на 10 частей, три пообещал отдать соседу, а одну оставил себе на ужин. Сколько он 193 |
мог продать на рынке?» Это для меланхолика, который любит порядок и умеет все тщательно планировать. «Какой-то голодный украл у крестьянина один кусок, а другой стащила собака. Сколько осталось у крестьянина?» Это для сангвиника, поскольку речь идет о сутолоке. «Сколько всего осталось тех, кому еще удалось отведать сыра?» Это для флегматика, всегда испытывающего интерес к вкусной пище. ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ Самочувствие лочери у отиа-флегматика и мамы-холерика Вот типичный пример из моей практики. Образовалась семья: муж — флегматик, жена — холерик. Они нежно любят друг друга и прекрасно ладят, дополняя друг друга. Муж нравится своей жене надежностью, основательностью, спокойствием. Жена привлекает мужа живостью, веселостью и щебетанием вокруг него. У них рождается дочь. Поскольку темперамент — свойство ВРОЖДЕННОЕ, то дочь получила темперамент папы — она флегматик. Теперь представьте себе ее взаимоотношения с мамой. Скоростная мама не может выносить медлительности дочери. За время, пока утром дочка начинает натягивать колготки, мама уже все дела сделала и - закипает! Так и будет расти девочка, чувствуя себя нередко кукушонком в своей семье. ВНЕШНОСТЬ И ЭМОЦИИ Антон Чехов — о люлях ярко выраженного темперамента ХОЛЕРИК желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки. Он раздражителен. Глубоко убежден, что зимой — «черт знает как холодно», а летом — «черт знает как жарко»! Шуток не понимает. Как муж 194 |
и приятель невозможен, как подчиненный едва ли мыслим, как начальник — невыносим и весьма нежелателен. САНГВИНИК постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро — отсюда легкомыслие. Или вовсе ничего не читает или читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей... Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если не глупа. ФЛЕГМАТИК — наружность обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив. Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал. МЕЛАНХОЛИК — глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Он склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет ближних, что валериановые капли ему уже не помогают. Духовное завещание у него уже давно готово. Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо — доводит до отупения, отчаяния, самоубийства. Тем только и хороша, что от нее не трудно избавиться. ТИПИЧНАЯ РЕАКЦИЯ ХОЛЕРИКА Благодарю вас, доктор, за летальный диагноз! Находясь под влиянием страстей, холерик обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые быстро воспламеняются от ПРЕПЯТСТВИЯ. Иллюстрируем это удивительное качество примером, который использовал Гордон Олпорт. В провинциальном австрийском госпитале лежал тяжелобольной мужчина. Врачи признались ему, что им не удалось 195 |
определить причину болезни. Однако, если бы удалось поставить диагноз, то они смогли бы его вылечить. Его уведомили, что госпиталь должен скоро посетить известный диагност и, возможно, ему удастся установить причину заболевания. Когда диагност прибыл, то совершая обход госпиталя, подошел к постели этого больного, взглянул на него пробормотал «moribundus» («умрет») и вышел. Несколькими годами позже этот пациент позвонил диагносту и сказал: «Позвольте мне поблагодарить вас за ваш диагноз. В тот момент, когда вы произнесли „moribundus", все во мне возмутилось, я почувствовал прилив сил и понял, что обязательно поправлюсь». Холерик от препятствия ВОСПЛАМЕНЯЕТСЯ! ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ Пожалуйста, понемногу того н другого! Когда вокруг громко смеются, флегматик может оставаться невозмутимым, а при больших неприятностях сохранять спокойствие и взвешенность в решениях. В связи с этим Олпорт приводит историю об одном осужденном на смерть. Ему предложили на выбор: дыба или костер, и он в ответ спокойно сказал: «Пожалуйста, понемногу того и другого». Поведение Коперника — без пафоса и споров Ярким примером специфики общения ФЛЕГМАТИКА может служить Коперник. Как отмечали его современники, он не искал сторонников и не рвался в спор. Однако если спор возникал, то он без пафоса и позы спокойно стоял на своем. Самые страстные уговоры разбивались о его немногословную убежденность. Он мало интересовался мнением других. Одинаково улыбался и когда хвалили и когда порицали. Не стремился пропагандировать свои идеи, обрести единомышленников и привлечь учеников. При этом не страшился и непризнания своего приоритета. |
ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК |
Летчик-испытатель и лиспетчер атомной станции На людей разного темперамента ситуация опасности оказывает различное действие. Если для холерика более вероятны моторная буря, суета и крик, то для меланхолика — ступор и оцепенение. И та, и другая реакция связаны с неблагоприятными последствиями или даже летальным исходом. С одной стороны, ХОЛЕРИКА моторный взрыв приводит к крику, метаниям, суете, что выводит из равновесия всех окружающих и не помогает мечущемуся придти в себя. С другой стороны, не менее опасно оцепенение МЕЛАНХОЛИКА. Например, в одном из реальных эпизодов летчику необходимо было катапультироваться, а у него возникло оцепенение. Только снизившись до высоты 1000 метров, он смог выйти из оцепенения и благодаря этому спасся. Другим примером может служить ситуация, когда во время Чернобыльской аварии предположили, что один из диспетчеров сбежал. Оказалось, он был в оцепенении. Его обнаружили случайно спустя длительное время — он сидел за шкафом и не двигался. КАК НА ОДНО И ТО ЖЕ СОБЫТИЕ Женшина попала пол трамвай Одно и то же событие лица с разными темпераментами и воспринимают и откликаются на него совсем по-разному. Зависимость способа реагирования от темперамента образно описывает А. Ф. Кони в работе «Память и внимание». Ему хотелось продемонстрировать влияние темперамента на свидетельские показания. С этой целью он предложил мысленный эксперимент — представить себе отношение |
обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Событие таково: трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть, вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно. САНГВИНИК, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина — раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». МЕЛАНХОЛИК сокрушается: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе». ХОЛЕРИК негодует: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!» ФЛЕГМАТИК припоминает: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее». ЛИЦА С РАЗНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ Опоздали в театр — в партер не пускают Типичный пример из работы А. Н. Давыдовой. Диспозиция такова: представители всех типов темпераментов опоздали к началу спектакля в театр. САНГВИНИК быстро 198 |
сообразил, что на свое место в партере уже не попадет, но можно попытаться пройти на верхние ярусы и поспешил туда. (Изыскал обходной путь.) ХОЛЕРИК вступил в спор с билетером, доказывая, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, даже попытался силой отстранить билетера. (Попытался пойти напролом и прибегнуть к силе.) ФЛЕГМАТИК сохранил спокойствие. Подумал: «Первое действие вряд ли интересно. Пойду в буфет, подожду антракта». (Не имея сильного стремления, решил переждать.) МЕЛАНХОЛИК очень огорчился. Вымолвил: «Не везет мне, как всегда». Постоял немного и ушел из театра. (Расстроился и отказался от дальнейших попыток добиться своего.) Ворота заперты и стража спит Вот похожий пример из книги Круга «Торопись не спеша». Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю и запричитал: «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помянете меня, еще дождь пойдет» - приговаривал он сквозь слезы (меланхолик). «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», — горячился второй, дубася кулаком в ворота (холерик). «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», — успокаивал попутчиков третий (флегматик). «Зачем сидеть и ждать? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», — взял в свои руки инициативу четвертый (сангвиник). ТЕМПЕРАМЕНТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программисты разных темпераментов за работой И. Деммер представил типы программистов следующим образом. |
Флегматик. Девиз: «Лучшее — враг хорошего!» Он не волнуется, если за неделю до окончания проекта выяснится, что можно было все сделать иначе, и это было бы лучше. Он знает, что хорошо закончить важнее, чем хорошо начать. Однако он не понимает, что значит «Надо поторопиться — не успеваем!» Сангвиник. Мечется от здоровой неудовлетворенности. Терзается несовершенством своих программ и не спит от этих страданий. Отличается кипучей активностью и хроническим недосыпанием. Холерик. Ничем не доволен. Одержим стремлением к полному совершенству, прогрессивности и полноте всего. Он переделывает уже переделанное и не доделывает недоделанное. Сомнения в его работе рассматривает как наглость, а при вопросе: «Когда будет закончена работа?» впадает в обморочное состояние. Меланхолик. «Все надо сделать вовремя, а я не сумею». В дефиците времени отступает в тень, когда речь идет о жестких сроках — скисает, так как плохо переносит стрессы. Вместе с тем, обладая высокой чувствительностью нервной системы, легко ориентируется в мире нюансов, имеет выраженную способность «первым поймать ветер в паруса». |
ОТЛИЧИЯ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ психологии. МОЖНО ЛИ И НАДО ли ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ БЫСТРЕЕ? |
Конгресс психологов в Лондоне 1969 г. констатировал, что дети учатся все дольше и, если оканчивают аспирантуру, то заканчивают образование к 25 годам. Это примерно треть активного периода жизни. Был поставлен вопрос: можно ли сократить это время? На Конгрессе было продемонстрировано несколько подходов, показывающих, как можно ускорить развитие ребенка. НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА — Эффект снятия давления на плод мышцами матери Детеныши всех млекопитающих двигаются на четырех лапах и поэтому в период беременности мышцы живота самки, отвисая под тяжестью растущего плода, не давят на плод и не мешают ему развиваться. У человека, в связи с прямохождением, появились мощные мышцы живота, которые в период беременности тормозят развитие плода. Для преодоления их сопротивления был разработан специальный аппарат. Он обеспечивал за счет создания разряжения снятие давления с плода. Его использовали несколько часов в день в течение периода беременности. В результате дети рождались существенно более развитыми — с зубами, без пеленочного периода и в дальнейшем шли с опережением сверстников на 1-3 года. Стимулировать активность новорожденного Как известно, чем больше младенец проявляет двигательной активности, тем быстрее он развивается. С целью стимулирования его подвижности применили два приема. Во-первых, использовали специальную кроватку с педалями под ребенком. Когда он достаточно активно вертелся, то включался вделанный в спинку кроватки цветной телевизор, на экране появлялась улыбающаяся мама и говорила ласковые слова. (Появление мамы выступало как положительное подкрепление «правильного» поведения.) Аналогично 202 |
подкреплялось и активное сосание — к бутылочке с молоком был присоединен тот же телевизор. Активно ребенок сосет — на экране появляется улыбающаяся мама, прекратил — нет мамы! В результате ребенок не только рос физически более крепким, но и ментально развивался быстрее. МОЖНО ЛИ РЕБЕНКА Что увидел малыш в кино, когда смотрел футбол? Педагоги и психологи долго считали, что детям абстрактные понятия недоступны, а многоступенчатые и длительные подходы к ним весьма тормозят обучение. Однако затем французские психологи показали допустимость быстрого продвижения в следующем эксперименте. Собрали 4-5-летних детей и разместили в большой пустой комнате. Их поставили перед длинным оцинкованным столом, на котором стояли ведерки с красками и лежали кисточки, а за спиной каждого ребенка на стене был прикреплен большой лист белой бумаги. Все указания, что им надо нарисовать на своем листе, дети получали по радио. Например, их просили нарисовать человека или солнце. В первый день они ревели и красили друг друга. Через несколько сеансов дети успокоились и стали починяться командам. Мне запомнился один из рисунков. В этот раз детям сказали: «Вчера было воскресенье и наверное вы увидели что-то очень интересное. Нарисуйте самое интересное из того, что вы видели». Один мальчик все пространство своего листа заполнил кружочками. Его спросили: «Что это такое?» Он объяснил. «Мы с папой пошли в кино и смотрели любимый футбол. Когда наша команда забила им гол, я обернулся в зал и увидел, что у всех зрителей открытые рты. Это я и нарисовал». Множество других картин тоже носили абстрактный характер и тем самым демонстрировали доступность для ребенка восприятия не только 203 |
конкретных представлений. В последствии во Франции было разрешено начинать обучение в школе с 5 лет. СОХРАНИТ ЛИ РЕБЕНОК ТЕПЛОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ, Разными экспериментами было показано, что тем или иным способом, но можно обучить детей существенно быстрее. Однако открытым остался вопрос: нужно ли это родителям и сумеют ли они сохранить душевную и интеллектуальную близость с такими «ранними» детьми? Особенно ярко опасность чрезмерного ускорения развития детей и последствия увеличения разрыва в представлениях их и родителей показана в рассказе Рэя Бредбери «Прайд». РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Как я выкрасила белую кошку голубой краской Приведу пример из своих детских воспоминаний. Как-то мой отец взялся красить решетку балкона масляной краской приятного голубого оттенка. В это время я была под впечатлением сказки о Буратино. Особенно меня восхищали голубые волосы Мальвины. Пока я наблюдала за усилиями отца, у меня зародилась замечательная мысль. У одной из наших соседок, пожилой одинокой женщины жил сибирский кот снежно-белого цвета. На следующее утро я притащила кота к нам на балкон, привязала к решетке, покрасила голубой краской и стала ждать, когда кот высохнет и станет замечательно голубым и пушистым. Однако кончилось все трагически — кот умер. Меня жестоко наказали. Так еще в раннем детстве мне вбили эту важную мысль: ОЦЕНИВАЮТСЯ ПОСТУПКИ, а не намерения. Если этого не сделать своевременно, то будет как в известном высказывании Евгения Примакова: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!» 204 |
ОСНОВА ДОВЕРИЯ РЕБЕНКА К МИРУ — |
В ломе у бабушки все лолжно быть без изменений Развитие у ребенка чувства доверия к людям зависит от способности родителей создать у него ощущение постоянства в доме и в семейных отношениях. В настоящее время быстро утрачиваются ТРАДИЦИОННЫЕ ценности, с которыми раньше мог себя идентифицировать растущий человек, — дом, семейный очаг. Частая смена места жительства, перемены в обстановке дома входят в моду и усиливают чувство неуверенности и тревожности ребенка. Меня всегда удивляло, насколько важно для моих внуков было постоянство убранства в доме бабушки и дедушки. У нас дома на стене висели фотообои, на которых было изображено окруженное лесом озеро. Они порвались, и мы их сняли. Оба внука выразили бурный протест. У одного «вот там» было любимое место для ловли рыбы, а у другого «вон то высокое дерево» позволяло наблюдать за окрестностями. Они замечали малейшие изменения и настоятельно требовали вернуть все на прежнее место. Хотя бы в этом доме им необходимо было постоянство! СОВЕРШИЛ ОШИБКУ — ПОДУМАЙ, Для закрепления КОНСТРУКТИВНОГО поведения подростка по исправлению своих ошибок он должен не только свою ошибку осознать, но и получить навык исправления содеянного. Конечно, извинение неплохо, но как мало оно меняет! Поскольку в этом возрасте слова еще значат не слишком много, то и извинения подростку ничего не стоят, а вот собственные усилия по исправлению приводят к запоминанию и вины и способа ее исправления. Он должен усвоить: одного извинения недостаточно: если разбил — почини и горшок и отношения. |