Приказы
В период сословно-представительной монархии центральными органами отраслевого управления были приказы. Приказы были организованы в основном по функциональному признаку и обладали определенной компетенцией. В их ведении сосредотачивались важнейшие государственные дела.
Ведущее место по численности по значению в системе центральных органов государственного управления занимали военные приказы: Разрядный,Поместный приказ, Стрелецкий приказ.
Особую группу составляли дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца. Казенный, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий приказы.
Также существовала группа приказов судебно-полицейского характера – Разбойничий, Земский, Холопий.
В процессе централизации и роста территории государства создавались территориальные приказы – Казанский, Сибирский.
Особое место в системе приказов занимал Посольский приказ, к ведению которого относились внешние сношения Русского государства.
5. Местное самоуправление
|
|
Серьезные изменения в центральном правительственном аппарате, происходившие с середины XVI в., сопровождались, в свою очередь перестройкой на местах. Прежняя система управления через наместников и волостелей с ее кормами и поборами, при отсутствии контроля также перестала отвечать требованиям времени.
В связи с этим была проведена реформа местного управления, получившая название губной. Органами губного управления являлись губная изба, во главе которой стоял губной староста, избиравшийся из детей боярских и дворян по волостям (3-4 человека на волость). Срок службы старост не был определен, и они служили бессрочно, часто пожизненно. При губных старостах находились десятские и «лучшие люди» (5-6 человек) из крестьянской и посадской верхушки.
Кроме губной, была проведена также земская реформа, в результате которой стали создаваться органы земского самоуправления (1555-1556 гг.). Земские органы создавались в уездах, волостях, на территории небольших слобод. В состав органов земского самоуправления входили «излюбленные головы» (позднее старосты), земские дьяки и целовальники.
Все местные государственные учреждения, возникшие во второй половине XVI в., существовали без значительных изменений до начала XVIII в.
Наряду с губными и земскими учреждениями в уездах постепенно было введено воеводское управление. Воевода руководил обороной города, командовал регулярными войсками, возглавлял дворянское ополчение. Важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода также осуществлял административно-полицейские, финансовые и судебные функции.