Самостоятельная работа 8. Психология юридического труда

1. Психолого-педагогические аспекты формирования личности юриста.

Для эффективного выполнения поставленных перед ним задач юрист должен четко знать основные положения психологии и педагогики.

Для эффективного выполнения поставленных перед ним задач юрист должен четко знать основные положения психологии и педагогики.

Систему знаний психологии прежде всего составляют исследования психики человека: ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение и многое другое.

Юрист должен четко усвоить, что психические процессы, состояния, свойства и поведение человека выделяются отдельно только для целей изучения, в действительности же все они составляют единое целое и взаимно переходят друг в друга.

Юристу наряду со знанием психологических аспектов профессиональной деятельности необходимо иметь представление и об основах педагогики.

Одним из основных методов педагогики, широко используемых в юридической практике, является метод наблюдения

Еще одним педагогическим методом, нередко применяемым в юридической практике, является метод беседы.

В настоящее время широко используется метод тестирования. Тестирование используется как метод психологической диагностики.

 

Профессия юриста не является монолитной трудовой деятельностью: это и следователи, адвокаты, прокуроры, судьи, юрисконсульты и др. Каждая из специальностей имеет свои особенности и предъявляет свои требования к интеллектуальному и физическому развитию, духовному миру и моральным качествам, его психологическим характеристикам.

2. Этика и психология правоприменительной деятельности.

Профессиональной этикой называют нормы поведения, которые обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между субъектами, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или общества. В юридической деятельности необходимы прежде всего повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение дополнительных норм поведения. Успешное выполнение юристами своих профессиональных обязанностей подразумевает единение квалифицированности специалистов с глубоким сознанием ответственности и готовностью к безукоризненному выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональная этика требует от юристов неподкупности, верности букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Обязательно следует учитывать важность профессиональной квалификации юриста, которая дает право заниматься избранной деятельностью и определяет отношение к нему коллег и людей, с которыми он сталкивается при осуществлении своих профессиональных полномочий. Самым основным и главным принципом правоприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятельность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этические нормы юриста, тем выше профессиональное мастерство юриста. Принципами правоприменительной деятельности являются такие, как: справедливость, объективность, беспристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основные нравственные требования, следование которым обязательно для всех юристов в различных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профессиональная юридическая деятельность характеризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоуровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению истины. В профессиональной юридической деятельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная, социальная.

 

3. Профессиональный отбор на юридические специальности.

Эффективность деятельности юриста зависит от индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии (следователя, судьи, нотариуса, прокурора и др.).

Особое внимание уделяется профессиональному отбору. С этой целью осуществляется экспертиза профессиональной пригодности персонала, которая состоит из изучения психологических и психофизиологических качеств человека и их экспертной оценки.

Основными методами психологической диагностики личности при отборе персонала в органы правосудия являются наблюдение, эксперимент, опрос (собеседование), анкетирование, интервью, деловые игры, тесты, метод А. В. Петровского, метод "креативного поля" Д. Б. Богоявленской, опросник Айзенка, тест Розенцвейга, шкала тревоги Дж. Тейлора, шкала творчества (шкала "Т").

Психодиагностика психологических и психофизиологических качеств должна осуществляться на всех ступенях карьеры юриста

4. Понятие профессиограммы.

Профессиограмма есть оформленный результат профессиографии, которая представляет собой описание и классификацию существующих профессий по различным критериям. Особое внимание уделяется медицинским и психологическим показателям.

5. Проблемы профессиональной компетентности, профнепригодности и профессиональной деформации юристов.

В профессиональной юридической деятельности девиантное поведение проявляется в пренебрежительном, высокомерном и нередко патерналистском отношении к молодым специалистам, другим коллегам и клиентам, в возникающих конфликтах с ними, в завышенной самооценке своих профессиональных компетенций, в несоблюдении правил и требований корпоративной культуры, в частой смене места работы.

Основными формами проявление профессиональной деформации могут быть:

1) недобросовестность в работе;

2) непонимание смысла работы;

3) приверженность к стереотипному мышлению и стереотипным методам работы;

4) стереотипное общение с клиентами без учета специфики их дел и индивидуальности;

5) служебные действия в обход закона;

6) игнорирование рекомендаций коллег;

7) игнорировании, пренебрежение и нежелание учитывать принцип презумпции невиновности.

 

 

Вопросы для проверки остаточных знаний:

1. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление; д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения. Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей проводится главным образом но ходу судебного разбирательства. Это понятно, так как судья бывает крайне заинтересован в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и, следовательно, более тонко и правильно принять решение по делу.

2. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.

Практическим работникам нередко приходится сталкиваться с такими фактами, когда подросток, совершивший правонарушения, выявляет признаки отставания в психическом развитии. Это может выражаться, например, в немотивированности противоправных действий, их циничности и демонстративности, инфантильности поведения, легковесности и примитивности суждений, недостаточном понимании социальных и правовых норм, в легкомысленном отношении к своим противоправным поступкам.

При анализе самого деяния подростка может отмечаться несоразмерность объективного содержания его поведения субъективно преследовавшимся целям. Однако, по данным медицинской документации либо по заключению судебно-психиатрической экспертизы он является психически здоровым человеком. Здесь следует отметить, что отставание в психическом развитии не обязательно определяется органическими дисфункциями. Способность подростка сознавать значение своих действий и осуществлять их регуляцию зависит не только от уровня развития интеллектуальных функций, но и в значительной степени обусловливается такими факторами, как особенности эмоционально-волевой сферы, мотивация, система ценностных ориентаций. А это уже связано с особенностями воспитания подростка и педагогического воздействия на него. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что данная способность не является константой, постоянной величиной, будучи характеристикой психики подростка в момент совершения правонарушения. Помимо психологических свойств личности она обусловливается особенностями криминальной ситуации. Поэтому вполне реальна возможность того, что психически здоровый человек, выявляющий низкий уровень психического развития, в экстремальных ситуациях (крайне сложных или неопределенных) будет не в состоянии полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

3. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания выражается в непосредственном или опосредствованном отражении тех или иных фактов, сохранении и переработке непосредственно воспринятой или полученной логическим путем информации, воспроизведении, репродуцировании сохраненной информации.

Способность воспринимать важные для дела обстоятельства зависит от многих причин: условий, в которых происходило восприятие, устойчивых особенностей и временного состояния органов чувств свидетеля или потерпевшего, его возраста, эмоционального состояния в момент восприятия, жизненного опыта, профессии, навыков, умственного развития и пр.

4. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

КСППЭ может быть определена как одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов применения специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совместной (совокупной) компетенции экспертов. Назначение КСППЭ целесообразно в тех случаях, когда лицо, не имевшее до того асоциальных установок, совершает тяжкое правонарушение, и совершенное им деяние расходится с привычными стереотипами поведения. Психологическое исследование также целесообразно, когда наличие психического расстройства, его тяжесть не очевидны при назначении экспертизы. Поэтому если психическое расстройство не будет обнаружено, на первый план могут выступать психологические механизмы регуляции поведения.

5. Организованные преступные группы (ОПГ) и их психологическая характеристика.

Организованная преступная группа – неформальное объединение людей, организовавшихся в целях удовлетворения корыстных личных интересов и потребностей, включенных в особые виды деятельности с криминальным содержанием, связанные системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормативными критериями, противоположного социальных и юридических норм содержания, образующие строгую иерархическую структуру с четким распределением ролевых обязанностей, которая обеспечивает соблюдение внутригрупповых правил.

Основным признаком, отличающим организованную группу от группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, является устойчивость. К признакам устойчивости организованной преступной группы, характеризующим её с психологической стороны, относятся следующие:

• стабильность, замкнутость

 

6. Психология мотивации формирования групп правонарушителей.

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является механическим соединением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая такая группа, с точки зрения социальной психологии "ма­лых групп", объединяя на основе совместной преступной деятель­ности несколько человек, практически превращается в единый субъект криминальной активности. В такой групповой общности появляются новые, не свойственные отдельному преступнику свой­ства, цели, возможности и т. д.

В совместном преступном действии происходит объединение индивидуальных способностей, знаний, умений, профессиональных навыков (особенно криминальных) и др. Со временем происходит разделение преступного труда.

В современной криминологии под традиционной преступной группой понимают малую неформальную группу, являющуюся еди­ным объектом криминальной деятельности, объединяющей на ос­нове совместной противоправной деятельности людей, стремящих­ся к достижению общей преступной цели.

Существует следующая типология традиционных преступных групп: простая организованная группа; структурная (сложная) орга­низованная группа; организованная преступная группировка; бан­дитское формирование; преступная организация (сообщество); ма­фия, кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в законе").

В основе объединения групп в сообщество в большинстве слу­чаев лежит общность преступных интересов, а также этнические признаки (например, чеченская, азербайджанская группировки) или принцип "землячества" (люберецкая, тамбовская группировки).

Руководящее звено каждого сообщества состоит из лидеров, их телохранителей и наиболее приближенных к лидерам лиц, выпол­няющих функции советников по правовым, криминальным, экономическим и другим вопросам. В их непосредственном подчинении имеются боевики ("солдаты", "быки"), которые используются для охраны руководящего звена, поддержания внутренней дисциплины, силового давления, надзора за деятельностью принадлежащих сооб­ществу структур и предприятий, а также для "разборок" с конку­рентами.

7. Характеристика групп с деструктивной направленностью.

К причинам распространения деструктивных групп относятся: ломка жизненных стереотипов, невостребованность личности, отсутствие других возможностей самореализации, отсутствие работы, разрушение института семьи (нарушение нормального семейного микроклимата). Все это предрасполагает личность к поискам психологического комфорта в системе нетрадиционных религий. 

Деструктивные культы — это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.

Признаки деструктивных групп:

1.Контроль сознания — это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.

2.Харизматический лидер, Такой человек («учитель», «гуру») рассматривается как просветлённый, святой или посредник между людьми и Богом, а его почитание нередко доходит до поклонения ему как пророку или живому божеству. Обычно про лидера информацию не дают. Также одним из признаков является секретность и неопределенность относительно деятельности.

3.обман умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман);

4.исключительность.

5.экспуатация физическая, финансовая, психологическая

6.тоталитарное мышление (есть мы и есть они).

 

8. Проблема лидерства в преступной группе.

Важное значение для успешной деятельности преступной группы имеет осуществление ее лидером нормативно-ценностной функции. Именно лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в преступной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых принимает соответствующие санкции. С личностью лидера, его поведением и убеждениями сверяют свои поступки другие члены преступной группы.

Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и воззрений, позиций и убеждений всех членов преступной группы. Нормативно-ценностное единство в ориентации всех участников обеспечивает группе единство действий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью.

В дисциплинарную функцию лидера входит и обязанность разрешать различные конфликты, которые нередко возникают внутри группы и порой потрясают ее до угрозы раскола. Лидер обычно берет на себя определение "правых" и "виновных" в конфликте и применяет к "виновным" соответствующие санкции.

Лидер в преступной группе выполняет важные социально-психологические функции. Именно во многом благодаря деятельности лидера преступная группа становится сплоченной, личный состав ее стабилизируется, и в итоге создается преступное сообщество высокого психологического развития - организованная группа или преступная организация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: