ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Н.Г.Красноярова
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Учения. Понятия. Метафоры
Часть I
Омск
ББК ББК 87.3(о)32я73
К 782
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Омского государственного
педагогического университета
Красноярова Н.Г. Античная философия. Учения. Понятия. Метафоры. Часть I:Учебное пособие. 2-е изд., доп. ‑ Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008 ‑ 254 c.
В предлагаемом учебном пособии рассматривается начальный период античной философии в единстве историко-философского и культурфилософского подходов – как зарождение основ собственно философского объяснения мира, в рамках которого возникли идеи, понятия и образы, обеспечившие бытие философии в культуре. Данное пособие выполнено в виде культурфилософских очерков по темам, представляющим античную философию VI-V вв. до н.э., дополненных комментариями к «Фрагментам Гераклита». Книга адресована философам, культурологам – преподавателям, аспирантам и студентам, всем, кто интересуется историей философии в истории культуры.
|
|
Научный редактор: доктор философских наук, профессор Д.М. Федяев
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Л.В. Денисова
С.И. Орехов |
доктор философских наук, профессор
ISBN 5-8149-0341-4 © Красноярова Н.Г., 2008 г. ПРЕДИСЛОВИЕ
Несколько предварительных замечаний о подходе к заявленной теме:
1. В предлагаемой работе рассматриваются первые философские учения античности как определенные упорядоченные философские знания, представляющие конкретный временной период (VI-V вв. до н.э.) и конкретное социокультурное пространство (Древнюю Грецию). Это – традиционный для истории философии подход, включающий также историю общих для разных учений тем, вопросов, идей в единстве с уникальностью взгляда того или иного мыслителя.
2. Но при всей непохожести каждого из рассматриваемых учений все они остались в истории философии не просто как когда-то что-то и кем-то сказанное, но как именно философия – то, что относится к сфере мышления. Сфера мышления – не столько сфера уже сложившегося знания, сколько сфера возможностей мышления, того, как можно мыслить о чем-то. Философия представляет мысль в ее универсальной (возможной) форме. Первые философские учения тем более интересны в этом отношении, потому что в них «изобретаются» или открываются «архетипы» способов помыслить о том, что не дано непосредственно в созерцании, но что можно охватить мысленно – мир в целом, космос, Единое, бытие, и т.д. Наивные, забавные, странные ответы на вопросы первых философов – это лишь информация, любопытные сведения, если не увидеть за ними способа прорыва мысли за пределы привычного и обычного. Гераклит открывает до предела сжатую форму мысли, в которой не устанавливается ничего окончательного (см. – комментарии к «Фрагментам Гераклита»); Парменид или Эмпедокл продумывают мир в других возможных формах мыслимости; и т.д. Такое понимание позволяет «приблизить» учения столь давних времен как открытых для диалога форм философского творчества.
|
|
3. История философии – не обезличенная история идей. Как писал Н.А. Бердяев: «Философия всегда была искусством познания… Во все времена философия знала своих героев, которые отстаивали философию как искусство творить существенные идеи, через которые за необходимостью прозревалась свобода, за бессмыслицей – смысл. В философском творчестве участвовала совокупность духовных сил человека, целостное напряжение всего духа прорваться к смыслу мира, к свободе мира. На истории философии столь же отпечатлевалась индивидуальность ее творцов, как и на истории искусства» [1].
История первых философских учений для нас тем более история «субъективной по внешности» философии (выражение Н.А. Бердяева), так как в условия рождения философии судьба философа, строй его личности пока еще не расходятся с философским творчеством, созвучны друг другу. Запечатленные в памяти культуры образы философов, случаи, легенды, «истории» и т.п. представляются своеобразным историко-философским мифотворчеством самой культуры, отбирающей из всего массива сведений о жизни мыслителей только те, которые в виде жизненных «совершенных формул» увековечивают философию в культуре.
4. Учения первых философов, являясь частью единой истории философии и, соответственно, единой мировой культуры, присутствуют в современной культуре своими открытиями (идеями, образами, подходами), которые приобретают ассоциативную насыщенность универсальных метафор – одной из форм бытия философии в культуре.
Очерк 1.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ
Понятие философии появились в первой европейской стране – в Греции VI в. до н.э.; здесь же были постепенно разработаны основные разделы философского знания, понятийный аппарат и логический инструментарий философского рассмотрения.
Греки никогда не игнорировали достижения других народов. Античный историк философии, автор сочинения «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэрций начинает свой труд указанием на то, что «занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи...» [1]. Греки обладали любопытством и интересом к чужой мудрости, были готовы постигнуть ее. Античная философия предстает перед общечеловеческой культурой не просто как ярчайший феномен, рожденный у греческого народа в средиземноморской цивилизации, но как универсальная форма размышления всего человечества.
Философия как самостоятельная форма мировоззрения порождена эллинской культурой. Действительно, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналоги у других народов, достигших высокого уровня цивилизации раньше греков (верования и религиозные культы, ремесла различной природы, технические возможности разнообразного применения, политические институты, военные организации и т. п.), то подобного греческой философии мы ничего не обнаружим. Не случайно античная философия получила определение у исследователей «греческогочуда».
|
|
«Греческое чудо» ‑ необыкновенно высокий уровень философствования с самого начала, без «разбега»: первые философские учения неожиданно теоретичны, отличаются высокой степенью абстрагирования и глубиной постановки вопросов.