Периоды. Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по Гераклиту]

«…Периоды. Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по Гераклиту]».

За видимым Солнцем, благодаря которому совершаются «переходы и времена года», т.е. за видимым действием Закона, мы предполагаем невидимое, скрытое действие Закона. Солнце – огонь, жар, источник света и тепла, источник жизни. Солнце в этот период космического становления, космического процесса изменения воплощает в себе тот вечно живой огонь, который есть один для всего существующего.

 

105. [к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII 251.

«[Из этого места—«Илиада» 18, 251: «Ночью они родились»—заключает Гераклит, что Гомер был] астрологом, а также из следующего—6, 478: «Никто из смертных, думаю я, не избежал своей судьбы»].

Непонятный фрагмент в словах об астрологии Гомера. «Ночью они родились», т.е. установить подобный факт возможно по звездам – так, по-видимому, надо понимать слова Гераклита. Но знание о точном времени рождения («ночью они родились») не позволяет избежать своей судьбы. По-видимому, существеннее знать Закон (судьбу – Закон применительно к отдельному человеку), который повелевает, направляет и т.д.

 

114. [91b] __ __ 179.

«Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх».

Здесь интересно сравнение закона с городом («общим, как город, законом») ‑ закон аналогичен городу, который существует как сообщество, благодаря человеческим, установленным в этом сообществе законам. Законы человеческие определяют крепость этого сообщества, имеющая условием большую крепость – крепость законов божественных, т.е. законов космоса – единых для всех законов, простирающих свою власть «насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх». Интересно круговое построение метафоры: сначала божественный закон ‑ его сила и власть, его крепость сравнивается с обустроенным по человеческим законам человеческим сообществом (городом); но крепость человеческого сообщества возможна только потому, что законы этого сообщества «питаются единым, божественным» Законом. Получается цепочка-круг: единый божественный закон – как крепость человеческих законов города, которые – …как «единый божественный Закон».

 

102. [61] Порфирий к ∆ 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: