«Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание».
Если нет понимания логоса («логос всеобщ»), то нет и согласия, «следования всеобщему».
3. [0] Аэций II 21, 4 (D. 351).
Попробуем прояснить этот фрагмент:
Напряжение мысли («натяжение тетивы») – между Солнцем и ступней человеческой.
Солнце вознесено над человеком. Но Солнце и приближено к человеку. Величина Солнца, оказывается, может быть поставлена в зависимость от человеческого видения и наблюдения, его субъективных мерок, борьбы таких противоположностей, как размышление и чувственное наблюдение.
Человек есть мера всех вещей – это будет сказано после Гераклита. Но у Гераклита мера человеческая присутствует в характеристике космоса, как и мера космическая присутствует в характеристике человека.
Ступня как мера – это человек как мера.
То, что огромно – это то же, что мало. Мир большой подобен миру малому, «макрокосм» подобен «микрокосму».
Далекое и столь значительное может быть понято через близкое и очевидное: всё – одно.
Картинка: лежащий на спине человек (наверное, это сам мрачный нелюдимый Гераклит …в минуты блаженства – синее небо над головой и солнце – Солнце!), который обнаруживает, что ступня в своей ширине запросто закрывает солнце. Отсюда ‑ видимость, кажимость: зрительный фокус затмевает подчас главное, важное, существенное (Солнце!). Можно ли доверять нашим чувствам?! Доверяя им, мы действительно при желании обнаружим, что солнце величиной с ширину ступни человеческой.
Но с другой стороны, действительно солнце на небе – не более ширины ступни: далекое равно близкому. И т.д.
«Натянутая тетива» между солнцем и ступней держит мир в пространстве мысли вспышками смыслов, т.е. пониманием разных уровней смыслов, их соединением в ОДНО – МИР.
4. Альберт Великий de veget VI 401, р. 245 Meyer.