Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы—гора сверкающего Зевса

«Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы—гора сверкающего Зевса».

Но противоположности (борьба между ними) не только определяют вечное становление космоса, но и пространственно космос устроен тоже как противоположное, противостоящее друг другу: восток и запад, небо (Медведица на нем) и земля («гора сверкающего Зевса»).

121. [114] __ XIV 25 р. 642 Диоген IX 2.

«Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они, сколько ни есть возмужалых, повесили друг друга и оставили город для несовершеннолетних,—они, изгнавшие Гермодора, мужа наилучшего среди них, со словами: «да не будет среди нас никто наилучшим, если же таковой окажется, то пусть он живет в другом месте и среди других».

Как будто реальная история о том, как эфесцы не пожелали, чтобы во главе их города был брат Гераклита Гермодот, и изгнали его. Гераклит объясняет это решение простой завистью к «наилучшему». Зависть наказывает тех, кто завидует, но эти завидующие не всегда сразу понимают, что сами себя наказали – изгнали наилучшего, тогда будет править далеко не лучший.

Гераклит буквализирует, т.е. делает наглядной, буквальной, метафору наказания – «если бы все они … повесили друг друга и оставили свой город для несовершеннолетних». «Возмужалые» и «несовершеннолетние»: возмужалые есть несовершеннолетние, так как проявили недомыслие, несовершеннолетние есть возмужалые, так как в этой ситуации только им можно доверить управлять городом.

Гераклит в единичном факте видит проявление всеобщего Закона, в единичном способен увидеть универсальное: возмужалое, но неразумное; несовершеннолетнее и ‑ разумное, способное управлять. Противоположности «схвачены» метафорой и одновременной ее буквализацией – метафорой наказания, благодаря которой обнаруживаются в единичном факте глубинные, неоднозначные смыслы.

122.[9] Свида

«…Приближение...»

И что это значит? Становление и …приближение… Приближение к чему? Если вспомнить фрагмент о психее, которой присущ самовозрастающий логос (фрагмент 115 [0]), то приближение – это познание Закона (логоса), бесконечное приближение к нему.

Приближение – понятие, характеризующее космос в целом: «вечно живой огонь» ‑ тоже …приближение: приближение к космосу единому, где есть только огонь, проникающий везде и всё поглощающий («воспламенение», «возгорание») или же приближение к космосу как многому («угасание», «затухание»).

«…Приближение…» к гармонии, поскольку гармония есть становление, но не высшая точка, не спокойствие противоположных сторон; и т.д.

Идеальный случай для философа – найти не фразу, не словосочетание, не одно точное понятие, а такое слово, которое – и понятие, и образ, и нечто неуловимое и определенное одновременно, которым был бы «схвачен» процесс и которое само подобно реке, течению…

«…Приближение…» многоточие с той и другой стороны слова еще более усиливает уже визуально, при чтении, процессуальность, изменчивость, которую оно обозначает. Даже если так не было у самого Гераклита, но так получилось, так вписалось в его фрагменты – «…приближение…». Слово, которое предваряет наше понимание Гераклита и выражает его понимание мира.

123. [10] Фемистий or. 5 р. 69.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: