D. Суждения, отражающие отношения между предметами

 

Совершенно особый характер имеют суждения, отражающие временные, пространственные, причинные и т. д. отношении между предметами. «Ленинград — севернее Москвы», «Аристотель был современником Александра Македонского», «гром — причина молнии» — все эти суждения выражают мысль об отношении между предметами. Субъектом таких суждений является понятие о каком-либо предмете (под предметом понимается не только объективно существующий предмет, но и образ фантазии, не только предмет в узком смысле слова, но и свойство, состояние предмета — все, о чем может быть высказана мысль), предикатом — отношение к другому предмету, связкой — установление данного отношения, утверждение или отрицание. В суждении А = В субъектом служит А, предикатом — «равное В», связкой — утверждение данного отношения-— «есть».

Суждения, отражающие отношения и связи между предметами, отличаются и от суждений, отражающих связь предмета и его свойства, и от суждений, отражающих отношения включения одного класса предметов в другой класс. Отличие это заключается, кроме вышеуказанного, в следующем. В суждении, отражающем связь предмета и его свойства, отношение между понятиями суждения — отношение между понятием субъекта и понятием предиката — отражает отношение, которое существует между предметами соответствующих понятий.

В суждении «хинин горек» понятие субъекта относится к понятию предиката как понятие к признаку, мыслимому; в этом понятии. В понятии хинина мыслятся признаки- а в с d...., в понятии горечи — признак d. В объективной действительности реальный предмет, отображаемый понятием субъекта (хинин), обладает свойством горечи. S отображает хинин, Р — его признак, связь между S и Р отображает связь предмета с его свойством.

Таково же положение и в суждениях о включении. В суждении «собака — животное» объем понятия субъекта (понятие собаки) входит в объем понятия предиката (понятие животного). В объективной действительности класс собак входит в класс животных.

Eсли мы обозначим предмет и его свойства или классы вещей, из которых один включен в другой, буквами соответственно А и В, и отношение между ними буквой R (буква R в первом случае выражает связь предмета и его свойства, во втором — включение), а понятия, отражающие А и В, соответственно буквами S и Р и отношение между этими понятиями через г. то данный отрезок действительности выразится через A R В, а суждение, отражающее этот отрезок действительности,— через SrP, причем S, г, Р соответственно отражают A, R и В.

В суждениях об отношениях между предметами нет такого соответствия. В суждении «молния — причина грома», понятие «молния»—S, понятие «причина грома»—Р, «есть»— связка. В реальной действительности между молнией и громом существует причинная связь, но эта связь не отражается ни в одном элементе суждения, отдельно взятом. Связь между молнией и громом отражается смыслом целого суждения.

Конечно, в каждом суждении связи и отношения действительности отражаются смыслом целого суждения. Но в суждениях о предмете и его свойстве связь предмета и свойства отражается определенной связью между содержанием S и Р. В суждениях о включении связь между классами предметов отражается связью между объемами S и Р — объем одного входит в объем другого. В суждениях об отношении связь между предметами не отражаемся связью между S и Р.

Что данное положение правильное — это явствует из следующего соображения. Мы мыслим не предметами, а отображениями предметов, в данном случае понятиями, но мыслим о предметах; понятия обладают двумя сторонами — объемом и содержанием; отношения объемов отражают отношения классов предметов, отношения по содержанию отображают отношения между предметом и свойством, т. е. утверждается, что предмет, мыслимый со стороны таких-то признаков, обладает еще таким-то признаком. Суждения об отношениях между предметами не отражают связи и отношения связью содержаний или объемов S и Р; в противном случае они свелись бы к одному из первых двух видов суждений. Следовательно,

суждения об отношениях отражают действительность только общим смыслом этих суждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: