Начало. Духовное окормление

Казанский храм города Кировска

(Алевтина Александровна Ляпинская)

2004 год – 425 лет обретения иконы Божией Матери во граде Казани

Начало

Истинно русский человек всегда будет с благодарностью и любовью беречь всё, что было дорого и свято нашим предкам. Исторический долг нашего поколения - всегда хранить светлую память о наших соотечественниках, которые сберегли для нас величайшее культурное и духовное наследие. Мы должны сохранить впечатления и высказывания свидетелей исторических событий. Многие из тех, кто мог бы рассказать о жизни нашего прихода, уже отошли в мир иной. Те, кого я сумела встретить и расспросить, что помнили, - рассказали, хотя за давностью времени постепенно стираются в памяти имена и года.

История развития нашей культуры неразрывно связана с Православием. Отечественная духовная традиция направлена на религиозное преображение самой жизни. Русская культура была, прежде всего, храмовой. Каждое поколение строило свои храмы. Любовь к храмостроительству не случайна: она выражала глубоко религиозную идею и веру народа, решившего посвятить Богу свою землю.

Отблеск Божия Промысла о нашем северном крае - то, что возник храм во имя Казанской иконы Божией Матери в Кировске - святыня, судьба которой таинственно связана с судьбами многих людей - современников, с судьбами последующих поколений, с судьбой России! На съезде воинствующих безбожников в 1931-м наш город, основанный в том же году (тогда он именовался Хибиногорском), решено было сделать центром безбожия. Думали, что в нем как не было никогда, так и не будет ни одной церкви. Но люди, вырванные из родных мест, сосланные в этот суровый край, искали помощи у Господа. Молиться ходили в лес, позже и в бараках собирались для молитвы. В сердцах верующих зародилась мысль о создании храма - Дома Божия, люди нуждались в утешении и слове Божием, чтобы не умереть духовно.

* * *

В страшный период воинствующего безбожия три женщины-спецпереселенки, три Марии (Мария Петровна Пузо, Мария Филипповна Рябинина, Мария Гавриловна Лапицкая) отважно ходили по домам, беседовали с людьми, собирая подписи желающих открыть храм. Надо было собрать не менее 250 подписей. А люди подчас боялись их и в комнату впускать. Несмотря на это, собрали подписей больше - 400.

Помогали получить разрешение на постройку храма и Евгения Федоровна Филиппова, Евгения Константиновна Ферулева, Евдокия Васильевна Волкова, Домна Семеновна Русакова, Тимофей Яковлевич Ярославцев, Мария Ефимовна и Наталия Ефимовна Королевы, Ксения Яковлевна Малахова и многие другие.

В 1937-38 годах обращались в Мурманск за разрешением на строительство храма. Отказа не получили, но и построен храм не был. Движимые святой верой, объединившись в общину, верующие с Божией помощью продолжали добиваться у властей разрешения построить церковь.

Дочь Марии Лапицкой, Александра Дмитриевна Лапицкая, рассказывала, что ее мама одна ездила в Москву к Сталину: без паспорта (у раскулаченных долго не было паспортов), без денег, уповая лишь на Бога. Никакого препятствия не было: села в поезд без билета, никто даже ничего у нее и не спросил.

Приехала в Москву, смогла пройти в Кремль. Мария вспоминала потом: "Иду, хоть бы где какое препятствие было, будто меня никто и не видел". Она была на приеме у Сталина и получила документы - разрешение на постройку церкви в городе Кировске.

Такое событие из жизни того времени напоминает легенду. Вот так всегда исполняется воля Божия. «Невозможное человекам возможно Богу», - это знают верующие в Бога.

Городские власти тоже разрешили строить храм, за что и поплатились: получили взыскание по партийной линии председатель городского совета Королев Владимир Павлович и, наверное, многие другие, среди них Феодосий Владимирович Подьяков, директор хлебозавода.

А где будет храм? Из рассказов первых прихожан известно, что однажды в город приехал погостить один раб Божий из города Печоры Псковской области, который долго и усердно молился. Ему было Богом открыто: шла икона Казанской Божией Матери от того места, где вокзал, в гору, и он шел за ней. Где она остановилась, там и был построен храм. Люди рассказывают, что такое же видение было еще одной женщине.

«Для храма давали дома несколько раз. Сначала дали под храм конюшню. Когда кое-что сделали, дали другое помещение - барак. И опять отказали. И только в третий раз дали строить этот барак», - вспоминает Елена Александровна Ерошенко.

Милостью Божией строили храм всем миром. Рассказывает Елена Александровна Матушкина: «Мы и сами строили, таскали доски. Под горой была мастерская, оттуда в гору и таскали доски. И дети помогали носить доски и кирпичи, подметать, убирать». Выстроили барак такой же, как и другие на улице Полярной.

 Краснодеревщики древообрабатывающего завода (ДОЗа) два брата по фамилии Шталь и ещё Кравченко (сын одного заводского начальника) помогали выполнить внутреннюю отделку храма. После работы шли с ДОЗа с пучком реек, не заходя домой. А времена были такие, что их сразу могли посадить в тюрьму. Люди рисковали жизнью. Иконы для иконостаса писал житель Кировска по имени Франц (фамилии его мы, к сожалению, не знаем). Известно о нём только то, что работал он на промкомбинате художником, писал с помощью проекции изображения икон на стену. Григорий Ильич Чернов (1927 - 2003 г.г.), художник в кинотеатре «Большевик» (он окончил художественно-плакатное отделение школы ФЗО в Чувашии), делал оформительскую работу: к иконам клеил амальгаму.

 

Храм представлял собой одноэтажный деревянный дом. Помещение было длинное, потолок расположен невысоко, закруглен по бокам к стенам. В средней части храма было три небольших окна: одно слева от входа около свечного ящика и два справа в сторону алтаря. При входе - небольшое крылечко, над дверью надпись: "Радуйся, Благодатная!"

Слева к бараку позже было пристроено помещение. Из-за уклона горы оно получилось двухэтажным. В конце средней части храма в середине стены был вход в это помещение. По коридорчику попадали в комнату для епископа и в две комнаты для священнослужителей. Вниз по лестнице можно было пройти на первый этаж: в маленькую комнатку - крестильную, канцелярию и комнату, которая служила одновременно и трапезной, и сторожкой (в ней же ночевали приезжие). Здесь еще была небольшая кладовка и выход на улицу с торца дома.

Православный храм располагался на склоне горы Айкуайвенчорр и выглядел так, как на фотографии на фоне горы Вудъяврчорр.

И только в 1956 году при проведении капитального ремонта (настоятелем был отец Евгений Насекайло) построен для духовенства отдельный домик на две семьи с входами с разных сторон. Это был простой деревенский домик без всяких удобств. Туалет для всех был на улице.

Все помещения обогревались печками, топящимися дровами. В храме было две печки: в средней части храма - круглая кирпичная семиоборотная печь, покрытая железом, и обыкновенная кирпичная - в пономарке. В подсобных и жилых помещениях было еще семь кирпичных печей. Много приходилось трудиться прихожанам по заготовке дров для обогрева.

21 июля 1946 года на улице Полярной (дом 24) по благословению Святейшего Патриарха Алексия I был освящен епископом Леонтием (Смирновым) в городе Кировске Свято-Казанский храм. Помнят люди, что в основании престола  храма находятся мощи трех святых, а каких - забыли.

Изволением Божественного Промысла рядом с храмом открылся источник, из которого брали воду, и существовал он до тех пор, пока не снесли храм.

Приходская община была зарегистрирована 17 марта 1947 года. Первым священником стал отец Александр Шаповалов (из репрессированных). Старостой избрали спецпереселенку - монахиню Евдокию (Волкову). Начала устраиваться жизнь православного прихода в Заполярном крае. Было организовано пение на двух клиросах, пели антифонно (попеременно).

Первой крестили в октябре 1946 года девочку шести лет - Веру Звонцову. Она помнит, что в храме еще и пола не было. Вспоминает и Елена Ильинична Батаева: «Когда открылся храм, я жила в Зашейке и поехала на службу. Пол был только в алтаре, всего наполовину храм был застелен досками. Пола нет, а служба идет. Приехала домой,  все меня облепили, трогают - все же спецпереселенцы! Спрашивают: «Как там?» А я без слёз не могла говорить».

Бережно хранят прихожане фотографии, снятые 6 января 1947 года, в память о пребывании Преосвященного Леонтия и отца Сергия в Мурманске и области. Их подарили настоятель Мурманского храма священник Владимир Жохов в сентябре 1947 года и его матушка Елизавета Ивановна. На этих фотографиях, а также на снимке, сделанном в Кировском храме, лица людей освещены светом Христовым изнутри. Это делает всех присутствующих похожими: внутренняя радость от встречи с Господом.

И видно, как было еще мало икон в храме. А иконы у нас дорогие: приехали вместе с переселенцами со всех концов страны. Немало оказалось тех, кто чтит веру и культуру предков.

За иконами ездили в разные места и возвращались с богатыми дарами. Люди охотно передавали их для храма. Лопари из Ловозера ездили на оленях на Соловки и оттуда привозили образа. Александра Лапицкая не раз ездила в Вологду за иконами. Евгения Федоровна Филиппова ездила в Карелию и привозила их из закрытых церквей. Слева от царских врат на аналое - икона Казанской Божией Матери, подаренная лично митрополитом Ленинградским и Новгородским. Есть икона даже из Почаева. Клавдии Ивановне Батура хозяин дома, где останавливались, дал икону «Споручница грешных», найденную в мусорной яме. Так люди подкрепляли свою веру и молитву добрыми делами.

Во всей округе это был единственный храм, потому и притекали сюда люди со всех сторон: Мончегорска, Ловозера, Зашейка, Полярных Зорь, Апатитов, Оленьей, Африканды, Тикгубы, Варзуги, Зеленоборска и прилежащих поселков. Обращались люди даже из Кондопоги, Княжой, Лоухов, Полярного.

С благодарностью вспоминает Ольга Павловна Ковалевская, как ее мама собирала всех детей, своих и родственников, и водила в церковь на службы, объясняла, что надо ходить в храм по воскресеньям и праздникам.

Первые труженики

Как любили прихожане свой храм! Трудились в нём с большим старанием, не жалея сил: заготавливали дрова, топили печи, носили ведрами воду из колонки, раскапывали снежные заносы, шили, гладили, стирали, убирали. К тому же в те послевоенные годы народ испытывал материальные трудности. Например, не было тканей для пошива облачений священникам, поэтому люди приносили юбки, которые раньше были длинными и широкими, распарывали их и шили одежду для священнослужителей. Многие и жили при храме: Зинаида Александрова, Вера Матушкина всегда находились в церкви. Евдокия Константиновна Ферулева была алтарницей.

Евгения

Евгения Федоровна Филиппова († 1990 г.) жила для храма, пела в хоре альтом. Занималась казначейскими и бухгалтерскими делами. "Строгая была очень, детям, бывало, шепнуть в храме не позволяла. И очень дотошная в делах была, особенно в бухгалтерии, до въедливости, когда тайно приходила на консультации к отцу, главному бухгалтеру", - вспоминает Ольга Павловна Ковалевская.

* * *

Всей душой преданы были Церкви Христовой Евдокия Васильевна Волкова, Евдокия Коровкина, Домна Семеновна Русакова, Ксения Яковлевна Малахова. Тимофей Яковлевич Ярославцев переписывал акафисты на славянском языке гусиным пером. Всем дарил, кто попросит. Икона "Господь Саваоф" в крестильне им подарена храму.

На службах всегда было много приезжих, а ночевать было негде. Кировские прихожане принимали их в свои дома и устраивали на ночлег. Люди явно и тайно помогали верующим. "Один молодой человек, - рассказывает Елена Александровна Ерошенко, - на воскресенье оплачивал машину и подвозил бабушек". Потом куда-то уехал - не захотел, чтобы его хвалили. Вот так люди спасаются!" Мария Ефимовна Королева все имущество отдала в храм: и шкаф, и диван, и все остальное.

Мария Рябинина

Мария Филипповна Рябинина родилась в 1891 году в Вологодской области в поселке Вытегра. В восемнадцать лет ее против воли выдали замуж за зажиточного крестьянина. У нее было шесть детей, последний сын родился уже здесь, в Кировске. В 1929 году раскулачили и выслали в Хибины. Жили в палатках на "25-м километре". Работала Мария на руднике, потом в столовой. Была подвижная, энергичная, учила внучек различным ремёслам, приучала к вере. В доме находилось много икон, часть которых она отдала при открытии храма в Кировске, а остальные передали в церковь по завещанию после ее смерти в 1973 году. Личные денежные сбережения она также отдала на постройку храма.

Мария Лапицкая

Семью Дмитрия Николаевича и Марии Гавриловны Лапицких привезли из Белоруссии Гомельской области в 1930-е годы. В пути ничего съестного не давали, а между тем в семье было трое детей, из которых самой младшей, Вере, не исполнилось и двух лет, Аркадий и Александра были постарше. В Кировске сначала жили в палатках, а потом в бараке, 17 семей в одном коридоре. На всех была одна кухня. Но все как-то управлялись на этой кухне: и готовили, и стирали, и грибы сушили. Жили мирно, спокойно, общались друг с другом вежливо. Даже дети вели себя смирно: не смели пробежать по коридору или постучать в чужую дверь. Вере Дмитриевне Анисько, дочери Лапицких, запомнилась необыкновенная чистота. Пол был деревянный, некрашеный, драили его веником с песком. Когда пол мыли в коридоре, детей оставляли в комнатах и не позволяли им выходить.

 

Елена

Елена Александровна Матушкина (1909 года рождения) в Кировск приехала в конце войны на работу из Ленинградской области. День работала на благоустройстве города, а вечером на фабрике кирпичи носила. Участвовала в строительстве храма. Всем батюшкам помогала. С отцом Владимиром Луценко поехала келейницей в Коми АССР. Елена всегда старалась ездить по монастырям: в Почаевскую Лавру и в Печоры Псковские, в Загорск и в Киев. Тогда еще большинство храмов было закрыто. Походят, походят, да и уедут. В Почаеве однажды к старцу на Исповедь стояла три дня - столько народу было.

Нашему храму Елена Александровна подарила много икон. Когда она стала реже по состоянию здоровья ходить в храм, то стала больше молиться дома. Ежедневно прочитывала по пять-семь акафистов. И всем старалась помогать. Уж ей самой требовалась помощь, а она все  сродникам помогала: и в магазин ходила, и стирала. Многих ей пришлось в своей жизни хоронить. В эти годы привезли к ней повидаться сестру Веру из Сергиева Посада, а она тут и умерла. Похороны легли на плечи старицы Елены. Уже два раза ее разбивал паралич дома. Приходила в себя, молилась Богу, и Господь опять ее укреплял.

Строго обращалась Елена со своей плотью: себя не жалела, не оправдывала: "Ишь какая, полежать хочет. Нет, встанешь, и еще окна мыть будешь", - говорила она себе. Оставшиеся два зуба болели и мешали. Предложили пригласить верующего врача - удалить зубы. "Не надо кого-то утруждать из-за меня, а мне терпеть надо", - не соглашалась она. Конечно, силы не те, ведь девяносто один год, и зрение упало, но себя обслуживала. Тех, кто навещал её, Елена просила прочитать ей молитвенное правило.

В последние годы своей жизни Елена Александровна приговаривала: «Дай, Господи, смертную память. Только и говорю сейчас: «Господи, прости, помоги мне крест свой донести». Рассказывала Елена, что во сне к ней смерть приходила в образе женщины - ноги босые, синие, худые, страшные. Юбка короткая, в серую клетку, а коса рыжая, толстая, с кулак. «Ты чего пришла с косой? Я ее толкаю, иди отсюда, - вспоминала Елена, - а смерть: «Я тебе таблетки принесла». - «Не надо», - отказалась Елена, но услышала какой-то детский голосок: «Не гнушайся. Это наше событие». Да и наяву долго были у нее в комнате три больших черных креста (на потолке и на стенах). Рассказывала Елена об этом отцу Василию Химчуку. Так вот подкрепляет Господь веру и готовит к переходу в иной мир.

Елизавета

Елизавета Александровна Воскресенская (1917 года рождения) помогала священникам по хозяйству и присматривала за их ребятишками. Везде ездила с батюшками и их семьями. Жила Елизавета, наполняя свою душу любовью к Богу, питая ее хлебом ангельским - словом Божиим, укрепляла себя частым посещением богослужений. «Смиренная послушница», - так назвал ее отец Алексий Дендак. «Раба Божия – мироносица», - написал отец Александр Лукьянчиков.

На Север раба Божия Елизавета приехала со своей семьей в 1939 году. Её дочери Лидочке было тогда ещё шесть месяцев. Во время Великой Отечественной войны в Казани умер маленький сыночек Елизаветы Николай в возрасте одного года восьми месяцев. Её сыновей Валентина и Леонида крестил протоиерей Иоанн Шастов. «Они плачут, а матушка Агафия меня к себе зазывает: «Идите, посидите у меня», - вспоминает Елизавета. Детей Елизавета растила в православной вере. Сын Валентин любил икону Божией Матери. Его душа была устремлена к Богу. Ещё женат не был, ходил с Казанской иконой Божией Матери и говорил: «Как мне легко, мама, когда икона со мной!» Забрал Господь сыновей у Елизаветы - Валентина в 47 лет, Леонида в 39. Прискорбно было матери, но понимала она, что Богу угодно было призвать их к Себе. «Господь дал, Господь и взял»,- говорит Елизавета.

Отдыхая в отпуске в вологодской деревне, Елизавета Александровна узнала, что в разбитом доме есть икона. Попросила она подсадить её и залезла в дом через окно, так как крылечко совсем развалилось и в избу было не зайти. Внутри на полу увидела снег и лежащую в грязи икону. Елизавета пошла к протекающей поблизости реке и отмыла икону. Оказалось, что эта икона Божией Матери «Знамение», а с тыльной её стороны изображена мученица Иулитта. Весь месяц, что Елизавета жила в деревне, сушила икону на печке, настолько она пропиталась влагой в сырой заброшенной избе. Прислала её в Кировск посылкой (при отправке выяснилось, что икона весит около 7 килограммов). Елизавете Александровне советовали отдать найденную икону в церковь. Так она и поступила. Попросила отца Иоанна, который иногда ездил в гости в Мончегорск, отвезти туда икону. После Елизавета Александровна приезжала в храм Мончегорска и видела, куда определили икону.

Размышляя о своей жизни, Елизавета Александровна понимает, что её направляет Сам Господь. Он и всех бы наставлял на путь, было бы только желание самого человека. Если есть в человеке благая воля, Господь всё сотворяет.

Елизавета вспоминает, что прихожане всегда помогали друг другу. В маленький старый храм ходила старица Юлия, усердно молилась. А уже и ходила плохо. «Как-то оказались у нас санки, - вспоминает Елизавета, - мы говорим: «Садись, баба Юля, довезём». Она села, и покатили в гору».

 

Душа Елизаветы своей простотой, мирным устроением, терпением, смирением приблизилась к духовному миру, и приоткрылся ей невидимый мир. Однажды утром дома платочек не надела. Звонок в дверь. Открывает, а батюшка Серафим с палочкой и торбочкой стоит. Повернулся боком (точно, он!): "Ой, я ошибся!" И ушел. Растерялась Елизавета, что без платка, закрыла дверь. Открыла сразу же, на лестнице никого, в оконце посмотрела - на улице никого. Выбежала на остановку автобуса - никто не видел такого старичка. Прошла по соседям - и у них никого не было.

Любила Елизавета Александровна, когда к ней приходили, читали молитвы, акафисты, всегда хлебосольно угощала. Икон у нее было много. Она любила обращаться с молитвами к Спасителю, Божией Матери и святым угодникам.

* * *

Преданными труженицами были Евфросиния Ивановна Новосельцева (монахиня, 1893 года рождения) - матушка пекла просфоры. Её сестра Анна Ивановна Протасова пела на клиросе. Евдокия Николаевна Иванова (1894 года рождения), Александра Васильевна Чамина (1913 - 1995 гг.), Вера Васильевна Шумейко, Матрена Федосеевна (фамилия неизвестна), Мария Петровна Губанищева (1913 - 1995 гг.), Павла Федоровна Гаврилова (1898 года рождения), Ефросиния Пермик († 1995) тоже работали в храме. Николай Макаров нёс послушание чтеца. Супруги Михаил и Екатерина, Вера Киланова пели на клиросе. Руководил хором регент Иван Алексеевич Богданов (1902 года рождения), талантливо руководил! Все с нотами приходили на спевки. Регент задавал тон камертоном. Вера Дмитриевна Криньковская переплетала книги, читала, пела.

Александра

Александра Тимофеевна Николаева родилась в 1905 году в Новгородской области. Семью раскулаченных крестьян с тремя маленькими детьми привезли на Север в 1931 году. Старшему ребёнку было тогда пять лет, среднему - три года. Младшему - семь месяцев. Один из детей, мальчик, здесь и умер. В 1936 году родилась еще дочь - Лидия. Александра работала на фабрике опробщицей, потому что была грамотная, умела писать. В 1941 году ее с детьми эвакуировали в Марийскую республику. Муж в 1943 году погиб в Карелии. А они в эвакуации так бедствовали, что мать боялась за детей - как бы с голоду не умерли. Когда стали вербовать в Териберку, на работы, связанные с рыбной ловлей, мать сказала детям: "Поедем, хоть рыбой будем сыты". Но в пути что-то случилось с вагоном, и его отцепили в Апатитах. Так и попали в 1943 году снова в Кировск. Фабрика еще не работала. Александра устроилась в химцех на тяжелую работу. Однажды пришлось ей сопровождать груз. У машины отказали тормоза: ехала она в гору, да покатилась назад, перевернулась. Случился у Александры перелом тазовой кости. В больнице были очень хорошие врачи. Шесть месяцев лежала на щите. Бог дал поправиться. И осталась она работать после травмы санитаркой в больнице.

Детей Александра всегда водила в храм, и строили они храм вместе со взрослыми. Сама стала петь в хоре, хороший был тонкий голос (дискант). Жизнь свою отдала в руки Божии. "Почти всё, что было, пошло на благоустройство храма. Золото (часы, сережки) мама подарила на изготовление чего-то золотого в алтаре. В 1971 году она отошла ко Господу", - рассказывает дочь Александры Лидия Яковлевна Ярушинская.

Анна

Больше сорока лет помогала в храме Анна Алексеевна Гажина († 1998 год). И убирала в храме, и сторожила, и просфоры пекла. Анна ухаживала за могилками православных. Работала она на руднике, когда случалось говорить с начальством, то порой рассказывала в простоте душевной про храм. Любили ее, простую, бесхитростную труженицу, слушать и всегда отпускали на праздничные службы. Много молилась Анна Богу. По ночам прочитывала всю Псалтирь. Лампадка у нее сама зажигалась - это её ангелы посещали.

* * *

Многие люди потрудились для храма: Анна Павловна Орлова (1917 года рождения), Петр Яковлевич Малахов, Лидия Самсоновна Зайцева, Василий Васильевич Нечаев, Михаил Иванович Черепанов. Поддерживали Казанский приход также Александра Григорьевна Татарникова, Анна Феоктистовна Афанасьева (1911 - 1998 гг.), Августа Федоровна Курочкина, Евфросиния Ивановна Новосельцева, Клавдия Ивановна Новикова (†1998), Николай Лукич Усынин (†1977). Всех не перечислить. Все эти люди выбрали для себя путь в жизни, бесстрашно исповедовали свою веру в условиях государственного атеизма. Они с христианским терпением переносили всевозможные лишения. Для того и дана земная жизнь: для труда, покаяния и терпения. И верующие через скорби, труды и лишения находят путь ко Христу.

Мария Пузо

Стало нам открываться такое подвижничество, которое повергает в трепет и благоговение. "Каждый человек в мире имеет свое назначение, является посланником Божиим на земле. Для Господа нужна каждая душа, и каждый ответственен за свою жизнь и не избавлен от ответственности за других. Не в малости нашей дело, а в нежелании взять на себя ответственность", - писал архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Королев). Общение с другими людьми является для нас "школой нашего духовного напряжения".

Вот в таком общении с людьми раскрывала себя и помогала другим открывать внутренние очи удивительный человек - Мария Петровна Пузо. Очень многие ее хорошо знали и помнят. Она всегда ходила к людям, и многие у нее бывали. Жила Мария в комнатке метров восьми в деревянном бараке недалеко от церкви. Комнату свою она не закрывала на замок и почему-то не отапливала. В комнате стояла кровать и высокая тумбочка, какие раньше были, больше ничего из мебели не было. На кровати не было ни матраца, ни подушки - она была прикрыта какими-то тряпками.

Одевалась Мария бедно, рубашки мужские носила. Ходила в черном платке, пальто длинное, на босу ногу обуты ботинки тряпочные, и даже босиком зимой хаживала. Как жизнь прожила - никому ничего не говорила. Только однажды Александре Чаминой сказала: «Будешь ехать мимо Петрозаводска - поклонись. Это моя родина». У нее еще и нищая странница Екатерина Тимофеевна Баскакова (1910 - 18.07.1967) жила, которая похоронена с ней в одной оградке на кладбище на "13-м километре" напротив и чуть пониже Чуйкина. Их обеих досматривала и хоронила староста Александра Григорьевна Татарникова.

Прихожане вспоминают о Марии как о блаженной и прозорливой. Говорила она о себе: "Когда умру, тогда узнают, кто я такая была". Просила однажды Мария: "Татьяна, купи мне два новых полотенца, чтоб были чистые, белые". Этим предсказала смерть двух молодых людей. Бывало, если кто-то скоро должен умереть, она придет и принесет тому открытку. Стоит как-то на службе, молится. Вдруг говорит: "Давай большую свечу, да бантом завяжи!" И кому-то дала эту свечу держать. В это время умирал Святейший Патриарх Алексий (17 апреля 1970 года).

Вспоминает Клавдия Ивановна Батура: "Пришла однажды в буран Мария, да босиком. "Можно, - говорит, - остановиться? Упала, руку повредила. Можно поживу у тебя?" Долго жила у Клавдии, пока поправилась рука. Потом ноги просила полечить, а они отмороженные.

Как-то хотела Клавдия отправить перевод, но никак не могла заполнить правильно бланки, три или четыре испортила, так и не отправила. А дома Мария говорит: "Будешь слепому посылать перевод, так возьми мои деньги на комоде". Вот почему не могла заполнить бланки.

В храме Мария всегда стояла при входе у окошка перед свечным ящиком. Однажды Елена Александровна Ерошенко опоздала на службу. Вошла в храм и не успела моргнуть, а Мария уже сидит на полу и ноги вытянула. "Это она показывала, что я люблю ноги протягивать", - говорит Елена Александровна.

Случалось, Мария знала о предстоящих событиях заранее и говорила: "Знаешь, что можно церковникам? На батюшку ходить в милицию жаловаться! Ты только подумай - пойти на батюшку в милицию жаловаться! Ты бы пошла?" Никто понять не мог, почему она так говорит. А Мария заранее это знала. Люди поняли ее предсказание, когда судили отца Дорофея. Мария приговаривала: "В Мурманске сатана работал тридцать лет, а у нас - пятнадцать лет".

Многие старались, чтобы Мария у них дома переночевала, хотели ей что-нибудь дать, да чтобы она взяла. А она брала, но себе не оставляла, все кому-нибудь передавала. Однажды просила у матери Зои Кукушкиной: "Анна, надо сказать твоей дочери, чтоб сшила мне два пододеяльника". Зоя выбрала ситец, купила и сшила ей два новых пододеяльника, но их у Марии потом не было. А у Зои, когда вышла замуж, родились дети - обе дочери.

Говорила Мария часто: "Господи, дай ума". И Клавдии Ивановне говорила: "Клаша, проси у Бога ума. Ты проси, Господь даст тебе ума". Много лет спустя, в 1992 году, Архиерейский Собор обратился ко всем соотечественникам: "...надо переменить жизнь свою. Священное Писание заповедует нам "обновиться духом ума" (Еф. 4:24), "ходить в обновленной жизни" (Рим. 6:4). Покаяние, изменение ума - только это может спасти нас от повторения уроков истории".

Много Мария предсказывала. Были и такие предсказания, которые стали понятны лишь спустя годы. "Ну, ты в Ленинград ездишь, а была у Ксении блаженной? Почему не была? Голова-то у тебя больная. Ты съезди-ка к Ксении блаженной. Она тебе голову исцелит, "- советовала Мария одной знакомой. У той тогда еще и голова не болела, и Ксения блаженная не была причислена к лику святых.

Муж Анны на войне без вести пропал. Так Мария говорила: "Анна, ты знаешь, а без тебя, когда тут не будет тебя, тогда узнаем, твой Костя и придет". Анна в это время собиралась ехать куда-то. Думали, что она уедет - и узнают. А оказалось, что узнали, где похоронен этот воин, сразу после смерти Анны.

Принесла Мария как-то два клубка тесьмы - белой и черной: "Ну, да ладно, я тебе отдам черную", - говорит. А девушка, которой она отдала тесьму, собиралась замуж. Выпали на её долю многие скорби. Предвидела это Мария и предсказала. В те времена из того, что говорила Мария, многое было непонятно. Лишь с годами стал проясняться смысл ее слов.

Переселили ее потом в каменный дом, в квартиру с молодыми соседями. Те её и на кухню не пускали. Все лишения Мария терпела: несла свой жизненный крест. Были такие люди - страдальцы, которым даровал Бог помогать другим. Отошла ее душа ко Господу примерно в 1972 году.

Благодаря такой бескорыстной христианской жертвенности, своей верности Православной Церкви эти незаметные, неизвестные подвижники внесли свою лепту в подготовку нынешнего религиозного возрождения в стране.

Духовное окормление

В те трудные годы, годы давления, годы притеснения, когда верующие считались людьми второго сорта, когда разрушали всё святое, общество зашло в духовный тупик. Люди православные поддерживали духовную связь с русскими православными иерархами, старцами, подкреплялись в своих действиях их духовными советами, их молитвенной помощью.

Евгения Федоровна Филиппова хорошо знала старца Серафима Вырицкого, митрополита Николая (Ярушевича). К иеросхимонаху Серафиму (Василий Николаевич Муравьев, 1866 - 1949 гг.) в Вырицу ехали богомольцы, чтобы побыть рядом с ним хоть минутку и получить его святое благословение. Приводили народ к батюшке Серафиму стремление приблизиться к праведности, почитание его подвига и желание укрепиться в вере. Обретали пришедшие через Вырицкого старца духовное утешение и помощь от Господа.

митрополит Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич, 1892 - 1961)

С 1935 года Владыка Николай (Ярушевич), тогда ещё архиепископ, регулярно приезжал к старцу Серафиму Вырицкому за советом и молитвою, был духовным сыном его. С 1936 по 1940 год архиепископ Николай управлял Петергофской, Новгородской и Псковской епархиями. В 1938-39 гг. служил в сане архиепископа приписным священником в Никольском соборе Петербурга, так как церкви были закрыты: совершал требы, исповедовал, служил иерейским чином, продолжая духовно окормлять свою паству. Некоторые из наших прихожан знали его еще в сане архимандрита в 1920 году. До 1938 года духовенство Мурманского округа находилось в его подчинении, так как это была территория Ленинградской области.

Исключительное личное обаяние, благородная простота в общении, захватывающая сила, глубина и убедительность его проповедей - всё это вызывало уважение, доверие и любовь людей. Верные чада Русской Православной Церкви потянулись к владыке Николаю как предстоятелю у престола Божия, несшему идею мира в нелегких условиях нагнетания "холодной войны", когда становилась реальной угроза гибели человечества. Владыка Николай учил православных, что надо беречь свою бессмертную душу от греховных искушений, украшать ее духовной красотой, чтобы предстать пред Лицом Божиим верным чадом своего Небесного Отца. В проповедях митрополит Николай говорил: "Надо веровать в Господа Спасителя нашего всей душой, всем своим помышлением, как веровали отцы, деды, прадеды, как веровали христиане первых веков, от времен апостольских, христиане всех христианских Церквей. Надо веровать в Господа, чтобы спасти свою душу. И надо жить по вере, жить так, как научены верующие люди Божественным Учителем, Господом нашим Иисусом Христом".

ИЕРОСХИМОНАХ СИМЕОН (ЖЕЛНИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, 1.03.1869- 5/18.01.1960)

Духовно окормлялись наши прихожане и в Псково-Печерском монастыре. Люди толпами шли к старцу Симеону со своими болезнями, невзгодами, житейскими неприятностями. И каждого он утешал, многих исцеляя, принимал приходящих к нему с раннего утра и до позднего вечера. В те годы на Руси отец Симеон был почти единственным подвижником, имевшим от Господа дар предвидения. Чудеса, сотворенные Господом по молитвам старца Симеона, происходили на глазах и наших прихожан - паломников, притекавших за духовным подкреплением в Псково-Печерскую обитель.

В десятилетнем возрасте Василий Желнин узнал о житии и подвигах отца Серафима, Саровского чудотворца. И задумал подражать ему. В монастырь поступил в двадцатипятилетнем возрасте. Нес различные послушания, прошел трудный путь монашеский и еще более трудный подвиг - схимнический. Но при помощи Всесвятого Духа Божиего перенес, претерпел и достиг вожделенного обетованного нам Господом Иисусом Христом неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном.

* * *

Помогали своей молитвой православным нашего края и другие священнослужители. Бережно сохранили люди их фотографии. Это епископ Гавриил (Вологда, 1953 год); архимандрит Сергий (г. Печоры Псковской области, 1954 год); иеросхимонах Иосиф (Почаевская Лавра); иеросхимонах Кукша (Одесса); иерей Сергий (г. Коркино).

Многие переписывались с протоиереем Алексием Федоровичем Макаровым из села Толбцы Псковской области.

Протоиерей Петр Чесноков - настоятель Бронницкой Спасо-Преображенской церкви Мстинского района Новгородской области писал своей духовной дочери Евдокии Васильевне Волковой о своем храме: "Это иконостас моего храма. На правой стороне местная икона Преображения в серебряной ризе, а на аналое лежит икона Воскресения Христова из Иерусалима от Патриарха Дамиана с частицей Живоносного Гроба Господня. На левой стороне - чтимая чудотворная икона Иверской Божией Матери со святой горы Афонской, а внизу, по моей просьбе, ученый старый художник нарисовал святую гору Афон".

Многие духовники остались неизвестными.

Их благословение, духовные советы направляли и поддерживали на пути спасения, несения своего креста обращавшихся к ним за молитвенным предстательством пред Богом. Слава Богу, не погас свет православной веры в нашем Отечестве.

Это их молитвами, их благословением, упованием на Бога воздвиг Господь в нашем крае Казанский храм. И люди с благодарностью сохранили память об этих священнослужителях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: