ТЕМА 2. Назовите несколько произведений современной прозы за последние 10 лет и проанализируйте одно из них.
Анализируя произведение, придерживайтесь следующего плана:
1. Краткие сведения об авторе;
2. Основные произведения об авторе;
3. Место данного произведения в творчестве писателя и в современной литературе;
4. Проблематика произведения;
5. Основной конфликт;
6. Композиция произведения;
7. Система образов;
8. Художественные достоинства произведения;
9. Авторская позиция.
ВАРИАНТ № 10
ТЕМА 1 Тема любви в повестях А.И. Куприна «Поединок», «Гранатовый браслет».
Работе над сочинением должно предшествовать внимательное изучение творчества и биографии А. Куприна. Рекомендуем до начала работы прочитать не только указанные повести, но и рассказы «Река жизни», познакомиться со статьей К.Г. Паустовского «Поток жизни», в которой названы особенности таланта писателя.
Предмет его искусства - -это сама жизнь, в которой, как светлые и темные струи в реке, переплеталось возвышенное и прекрасное с низким и пошлым, комическое с трагическим.
|
|
Прекрасная сторона жизни проявляется в чувстве любви, которая несет одухотворяющее начало и возвышает человека, облагораживая его. По убеждению Куприна, наиболее полно индивидуальность личности проявляется в любви. «Любовь, - писал он,- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
Герои Куприна преклоняются перед красотой и тайной женственности. Таковы подпоручик Романов и Назанский в «Поединке», и скромный чиновник Желтков в «Гранатовом браслете». Читая эти произведения, обратите внимание на то, что Романов и Желтков в любви создают свой идеальный мир, который противостоит миру пошлости и обыденности. Жизнь увидена глазами влюбленного человека.
Во вступлении к сочинению назовите произведения Куприна о любви, указав на значения этой темы в творчестве писателя.
Далее изложите историю любви Ромашова, Желткова. Задача сочинения – показать, как любовь меняет жизнь героев, придает им нравственные силы, заставляет встать на путь самопознания.
Проанализируйте сцену пикника в повести «Поединок», сцену встречи Желткова с мужем и братом Веры Николаевны, письмо Желткова к ней, разговор генерала Аносова с сестрой Верой и Анной о любви в повести «Гранатовый браслет».
В процессе работы продумайте следующие вопросы:
1. Как в любви раскрывается эмоциональное богатство душевной жизни Ромашова и Желткова, черты их характера, и индивидуальность?
|
|
2. В чем проявляется чистота нравственного чувства героев Куприна?
3. Каково значение в повести «Поединок» монолога Назанского о женщине и таланте любви?
4. Какова роль пейзажа в раскрытии красоты и обреченности любви героев?
5. Как музыка в повести «Гранатовый браслет» передает чувства Желткова и Веры Николаевны?
6. В чем смысл трагического финала повести Куприна?
ТЕМА 2. Назовите несколько произведений современной прозы за последние 10 лет и проанализируйте одно из них.
Анализируя произведение, придерживайтесь следующего плана:
1. Краткие сведения об авторе;
2. Основные произведения об авторе;
3. Место данного произведения в творчестве писателя и в современной литературе;
4. Проблематика произведения;
5. Основной конфликт;
6. Композиция произведения;
7. Система образов;
8. Художественные достоинства произведения;
9. Авторская позиция.