Вопросы:
1. Объект и предмет социологической науки.
2. Структура социологии.
3. Функции социологического знания.
4. Место социологии в структуре гуманитарного знания.
5. Социологические парадигмы.
Американский социолог Эдвард Шилз в статье «Призвание социолога» выделяет три типа взаимоотношений социологии и власти. Первый – манипулятивный – характеризуется сотрудничеством с властью: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведением людей и групп. Второй – критический – тип политической ориентации имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают независимую, аналитическую позицию по отношению к проводимой политике. Третий – согласительный – тип ориентации заключается в поиске согласия, консенсуса между властями, группами, личностями. Как Вы считаете, какую позицию по отношению к власти должны занимать российские социологи? Какую занимают?
Напишите небольшое эссе на тему: «Мои ожидания от учебного курса «Социология». В работе постарайтесь ответить на вопрос: как можно использовать социологические знания: а) каждому гражданину; б) специалисту вашей профессии?
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите предпосылки возникновения социологии в качестве самостоятельной науки.
2. Каковы объект и предмет социологии как науки об обществе?
3. Какую роль играет социология в современном обществе и какие функции она выполняет?
4. Какова роль понятия «социальное» в социологическом познании?
5. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?
6. Объясните, в чем состоит отличие социологии от других наук, изучающих человека и общество?
7. Назовите гуманитарные науки, которые наиболее близки к социологии. Ответ обоснуйте.
Литература
1. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях "общество" и "социальное" //Социс. – 2003. – №8.
2. Доган, М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социс. – 2010. – 2010. – № 10.
3. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии: учебное пособие. – Минск: Тетрасистемс, 1999.
4. Качанов, Ю.Л. Полипарадигмальный подход, логика и социологические понятия / Ю.Л. Качанов // Социс. – 2010. - № 8.
5. Кошелев, А.В. Эволюция представлений о социальном – важное условие уточнения предмета социологии / А.В. Кошелев // Социс. – 2009. - № 8.
6. Кудрявцев, В.А. Гуманистическая парадигма социологии: классика и постмодерн / В.А. Кудрявцев // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2008. - №1.
7. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии //Социс. – 2002. – №8.
8. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания //Социс. – 1997. – №6.
|
|
9. Москвичев, Л.Н. Этапы институцианализации российской социологии / Л.Н. Москвичев // Социс. – 2006. - №7.
10. Общая социология: учеб. пособие/ под общ. ред. А.Я. Эфендиева. – М.: Инфра*М, 2002. – 657 с.
11. Социология: Курс лекций /А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995. – 192 с.
12. Социология. Учебник для высших учебных заведений /Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с.
13. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с А. Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) //Социс. – 2003. – №9.
14. Тощенко, Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2007. - №9.
15. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. – 344 с.