Любая социальная технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, осуществляются целеполагание, выбор способов действия, разрабатываются алгоритмы последовательных процедур и операций для достижения конкретного результата, определяются критерии оценки результатов деятельности. Программа психодиагностического обследования, как правило, носит свернутый характер, но обязательно существует в виде осознания проблемы, объекта, предмета, цели, задач, ситуации обследования, гипотез о возможном диагнозе, описания методов и методик, которые планируется использовать. В программе необходимо охарактеризовать теоретикометодологические предпосылки (общую концепцию) обследования в соответствии с его основными целями с указанием правил, процедуры, а также логической последовательности операций проведения обследования.
Начать изложение программы психодиагностического обследования следует с введения, в котором обосновываются актуальность, степень разработанности проблемы, а также мотивы обращения к ней в рамках данного обследования.
|
|
В основной части программы психодиагностического обследования выделяют два раздела: теоретико-методологический и процедурный. Теоретико-методологический раздел программы включает в себя следующие позиции:
1. Формулировка проблемы, темы, определение объекта и предмета обследования.
2. Определение цели и постановка задач обследования.
3. Предварительный системный анализ объекта обследования (что,
в частности, предполагает характеристику общих закономерностей, психологических особенностей, проблем и задач возрастного развития человека или группы людей, выступающих объектами обследования, либо описание особенностей, психологических и иных проблем, которые характерны для людей с ограниченными возможностями и т.п.).
4. Концептуальный анализ предмета обследования, уточнение и интерпретация основных понятий, посредством которых характеризуется предмет обследования (например, понятий «девиантное поведение», «стиль семейного воспитания», «агрессия», «агрессивность», «физическая агрессия», «вербальная агрессия» и т.п.).
5. Выдвижение рабочей гипотезы - предположения о причинах и сущности исследуемого психического феномена, о возможном психологическом диагнозе. Скажем, при исследовании причин агрессивности подростка исследователь может предположить, что развитие различных форм агрессивности у детей непосредственно связано с определенными практикуемыми родителями стилями семейного воспитания (это, в свою очередь, обусловливает и выбор конкретных психодиагностических методов и методик для проведения обследования).
|
|
Процедурный раздел программы содержит:
1. Принципиальный стратегический план проведения психодиагностического обследования (схема или общий сценарий психодиагностического обследования с определением места, времени, ситуации обследования, количества сеансов, их длительности и т.п.).
2. Описание основных методов и конкретных методик психодиагностического обследования, при необходимости разработка и обоснование оригинальных методик (к примеру, схемы наблюдения за поведением ребенка при общении с родителями, анкеты родителей, воспитателей и т.п.).
3. Сведения об апробации основных методов и методик (на основе проведения пилотажного, т.е. пробного, психодиагностического обследования).
4. Изложение основных подходов к анализу и интерпретации полученных данных (включая анализ и интерпретацию результатов пробного психодиагностического обследования).
5. Описание принципов формулировки психологического диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития (пример диагностического заключения, сформулированного по результатам пробного психодиагностического обследования, а также рекомендации психотерапевтического и коррекционного характера относительно выявленных психологических проблем).
Завершают программу психодиагностического обследования заключением, в котором дается характеристика области ее научного и практического применения, и списком использованной литературы.
Кроме того, все психодиагностические методики, анкеты, схемы наблюдений, подготовленные для использования в психодиагностическом обследовании, должны быть представлены в приложении.
Поскольку для качественной диагностики необходимо детально и всесторонне освоить методики, которые планируется применять при проведении психодиагностического обследования, в каждой методике, подготовленной для использования и представленной в приложении, должны
содержаться все необходимые сведения, документы и материалы, в частности:
1. Руководство к тесту, включающее:
1) справку об авторе и процедуре создания теста, в том числе данные
об этапах его разработки, проверки, стандартизации, основных психометрических характеристиках (валидность, надежность, достоверность, репрезентативность);
2) описание диагностируемого конструкта (определение основных понятий, представляющих концептуальную основу теста);
3) требования к применению теста (область его распространения, категории испытуемых, для которых он предназначен, квалификация пользователей);
4) описание процедуры проведения, цели использования результатов;
5) данные по обработке и интерпретации результатов (процедура обработки, примеры интерпретации результатов).
2. Стимульный материал или его описание - материал, которым
должен пользоваться испытуемый в процессе тестирования. В него могут включаться вопросы, задания, которые необходимо выполнить, примеры, помогающие лучше понять задания, картинки, рисунки и т.п.
3. Регистрационные бланки для ответов.
4. Ключи и шаблоны для проверки правильности ответов, таблицы для перевода «сырых» баллов в стандартные шкалы.
Отмечая важность психодиагностики для повышения эффективности деятельности психологов или педагогов, социальных работников или социальных педагогов, подчеркнем, что в практической деятельности специалистов психологическая диагностика никогда не является самоцелью.
Грамотно проведенное психодиагностическое обследование дает возможность получить значимую информацию об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических проблемах, нарушающих или блокирующих процесс личностного развития, помогает оценить эффективность социальных и психолого-педагогических мероприятий.
|
|
Использование психодиагностической информации позволяет разрабатывать более действенные развивающие, реабилитационные и коррекционные программы, нацеленные на оптимизацию психосоциального развития личности, оперативно контролировать динамику этого развития и на ранней стадии предупреждать возможные поведенческие и личностные отклонения.
В заключение заметим, что умение правильно организовать и провести психодиагностическое обследование, как правило, бывает востребовано еще в процессе обучения будущего социального работника в вузе: в научно-исследовательской работе, при прохождении психолого-педагогической практики, подготовке курсовых и дипломной работ и т.д.