8.1. Идеологическая борьба в освободившихся странах
- социализм борется за мир и мирное сосуществование «государств с различным социальным строем»
- империализм является источником войн и военной опасности
- современное оружие массового поражения угрожает существованию человечества
- локальные войны разобщают антиимпериалистические силы и мостят дорогу к большой войне, поэтому боремся за мир и против локальных войн тоже
- в общем случае источником войн является частная собственность
- в конкретном случае:
- в послевоенный период:
- тем не менее:
(«в защиту социалистического отечества» – это в обе стороны плохая двусмысленность: совестливые свои будут сомневаться, достаточно ли это оборонительная война, враги в любом случае будут толковать расширительно; да к тому же ещё и «отечество» на сцене)
- слово Капитану Очевидность:
8.2. Социализм и мир нераздельны
- дальше целая подглава о мирном характере социалистических государств, и она написана удручающе бестолково: вместо прямого объяснения, что мир есть тактика борьбы с капитализмом, базирующаяся на заведомом преимуществе социалистической экономики, «мирное сосуществование» представлено самоцелью; а последний параграф и вовсе представляет собой панегирик политике разрядки и особенно Хельсинкскому акту (до сих пор учебник не слишком углублялся в конкретику, но ради Леонида Ильича…)
- уместный Ленин:
(как мы помним, американцы никогда не воюют с народом – они всегда воюют со злым диктатором, угнетающим народ; социалистический принцип войны должен быть – да и является – зеркальным («мы воюем не с народом, а с врагами народа»); но это надо уметь объяснить лучше и убедительнее, чем объясняла советская пропаганда)
- закономерный безумный итог подглавы:
(а какие последствия из-за неверно расставленных акцентов в советской пропаганде мира мы получили на практике? афганофобию, моральное разложение армии, обывательские антивоенные настроения и в конце концов – «Красные листья падают вниз, и их заметает снег…»; если же говорить шире, то неверный подход к борьбе за мир внёс свой вклад и в общий рост упадочных настроений в массах)
8.3. Борьба за мир и революционно-освободительное движение
- в следующей подглаве, которая примерно о том же, есть вот такой пассаж, который в свете известного нам финала ещё более ярок:
- настойчивый рефрен подглавы – «суверенитет, суверенитет, суверенитет, внутренние дела, внутренние дела, внутренние дела»
(создаётся достаточно определённое впечатление, что это не тактика, это давно уже генеральный принцип – «никакой мировой революции, забудьте эти страшные слова, это только для отморозков всяких – для троцкистов, леваков и маоистов»)
- в самом конце всей главы впервые за время изложения темы учебник всё-таки догадывается вспомнить о субъектности противника и активном характере его действий, но никаких осмысленных выводов из этого не делает:
(в общем, диалектика в самом плохом смысле слова – вот лейтмотив 2-й и 3-й подглав 8-й главы)