На катамаране-четверке четыре гребных места. Пассажир с разрешения или по приказу капитана так же может принять участие в гребле (для усиления одного из бортов, если это необходимо, или просто для согревания), но гребное место для него обычно не оборудуется. Связано это с тем, что пассажир либо периодически сменяет кого-то из гребцов, либо просто не в состоянии работать непрерывно и оборудованное для него гребное место часто остается невостребованным, или же просто мешает.
Где на судне расположиться капитан – ему и решать. Это дело его личного вкуса и стиля. Некоторым удобнее располагаться впереди, чтобы первыми замечать возможные препятствия. Но в большинстве случаев капитан располагается на одном из задних гребных мест. Это дает ему возможность лично контролировать работу одного из бортов («руль» катамарана – два задних весла!!!) и одновременно видеть практически все судно целиком и более точно определять (и задавать) направление его движения; спины же передних гребцов обычно не дают существенного сокращения обзора, чего часто опасаются начинающие капитаны.
|
|
Для сравнения напомню, что передний гребец, особенно во время интенсивной работы, из всего катамарана видит лишь нос гондолы впереди себя (менее 1/8 корпуса) и боковым зрением – нос соседней гондолы. Таким образом, капитан, сидящий впереди, лишен возможности видеть положение своего судна относительно мелких препятствий (а в сложных местах, где требуется точность траектории до нескольких сантиметров, именно они зачастую сбивают катамаран и препятствуют правильному, а бывает – и единственно возможному прохождению). Он принужден исключить из своего арсенала ряд команд, обеспечивающих успех экстренного и аварийного маневрирования, подвергая дополнительной опасности свой экипаж. А все потому, что просто не видит возможности некоторых маневров, а те, кто видит – сзади – не имеют права отдать нужную команду, либо пробуют отдать ее, внося опасный дисбаланс в управление судном.
Почему важна посадка гребцов? Правильно выбранная посадка позволяет наилучшим образом сбалансировать усилия, прилагаемые для гребли, обеспечивает удобство и безопасность ваших людей. К сожалению, чаще всего это упускается из внимания, и гребцы сидят на гондолах или рюкзаках как придется. Бесспорно, это менее утомительно, чем сохранять определенную позу (несколько поз), а двигаться спонтанно проще, чем в определенной последовательности, но неупорядоченность посадки приводит к тому, что в экстренной или аварийной ситуации экипаж просто не может выполнять сильные гребки, особенно связанные с вывешиванием за гондолу. Каждый гребец в этом случае озабочен не эффективностью своей работы, а опасностью вывалиться за борт, в результате чего судно лишается почти половины своих потенциальных возможностей маневрирования.
|
|
Сплав в этом случае из «водного альпинизма» и покорения стихии превращается в сплошное преодоление досадных неудобств, а катамаран невольно хочется сравнить с известной субстанцией в проруби.
В настоящее время практикуются две посадки. Назовем их условно Свердловской (на пятой точке), и Ленинградской (коленной), – по городам, где сформировались две ведущие в СССР школы туристов-водников.
Для справки: Екатеринбургской и Питерской эти школы лучше не называть, уважая время, в которое они образованы и людей, которые на себе обкатывали обе эти методики.
На первый взгляд, Свердловская посадка мало отличается от спонтанной – то же свободное расположение седалища (а как еще прилично назвать это место?), та же возможность свешивать ноги по бокам гондолы. Но есть и принципиальные отличия: наличие стремени – ремня под ступней гребца с внутренней или с обеих сторон гондолы (он обеспечивает устойчивость стопы при гребках вперед и не дает ей ездить при заколах) и то, что гребцы сидят на прямо гондоле (максимум – на пенке или хобе).
Плюсы ее следующие:
· гребец сидит невысоко над водой, от него не требуются постоянно выполнять гребки большой амплитуды
· заколы, как правило, не требуют сильного вывешивания за гондолу,
· весло входит вводу под меньшим углом, чем в коленной посадке, что дает возможность более эффективно «держаться за воду»,
· несколько уменьшается верхний габаритный порог судна, появляется дополнительный запас при прохождении нависающих препятствий,
· более удачны аэродинамические свойства судна в надводной его части (меньше парусность), что особенно приятно при встречном ветре.
Минусы Свердловской посадки:
· гребец сидит невысоко над водой, и при прохождении средних валов его мочит по грудь или с головой (при коленной – соответственно по пояс или по грудь),
· пятая точка гребца не закреплена на судне и если при заколе он все-таки срывается за борт, то полощется в воде, повиснув на закрепленных ступнях, и часто не в состоянии освободиться сам,
· при аверкиле нога гребца, находящаяся с внутренней стороны гондолы, может быть заклинена между рамой и палубой и гребец не сможет выбраться самостоятельно,
· гребля в этой посадке не слишком физиологична – ноги испытывают лишь статическую нагрузку, быстро устают брюшной пресс и поясница; гребля здесь напоминает качание пресса, только ноги держатся рамой, а не шведской стенкой, если же поперечина не выступает за внешнюю продолину и нет внешнего стремени – еще и напрягаешь при этом ногу; а у кого устают руки – того нужно научить грести, говорит, что умеет – срочно переучивайте!
· Бросить спасконец из положения сидя крайне трудно, а на полную длину – невозможно.
Коленная (Ленинградская) посадка в корне отличается от Свердловской. Поза гребца в ней более физиологична, ноги, правда, быстро затекают, но они, по крайней мере, избавлены от статической нагрузки; работают попеременно все основные группы мышц, руки не перенапрягаются.
Именно из-за большей физиологичности гребли она более эффективна и удобна для прохождения техничных участков маршрута. Усиленные закалыванием гребки позволяют быстро менять и корректировать курс. В гребках могут частично участвовать и мышцы ног. Стремена-пулеметы в сочетании с упорами обеспечивают высокую жесткость закрепления гребца на гондоле, в тоже время сбросовые пряжки пулеметов располагаются по бокам от бедер гребца и дают возможность мгновенно ослабить ремни или полностью отсоединиться от катамарана. Причем это осуществимо даже на ощупь или под водой.
|
|
Правда, на случай заклинивания пряжек, цепляния за груз, захлестывания чалкой или спасконцом и т. п. настоятельно рекомендую каждому гребцу иметь при себе острый (пусть не длинный, но обязательно нескладывающийся) нож в ножнах, носить его на бедре, груди или предплечье (чтобы без проблем находить не глядя) и не бояться использовать! Только не втыкайте в гондолу без крайней необходимости!