Почему мнемотехника вредит памяти

 

ПОЧЕМУ МНЕМОТЕХНИКА ВРЕДИТ ПАМЯТИ
Как действительно вернуть хорошую память
БОРОДИНА НАТАЛЬЯ  Авторский проект


"Что надо сделать, чтобы вернуть хорошую память" - этот вопрос я постоянно задаю своим участникам группы.

 

  И всегда получаю один и тот же ответ: “ Тренировать, тренировать, тренировать…”

 

   О необходимости тренировать память говорят и неврологи, об этом говорит любая статья в соцсетях на тему сохранения памяти, об этом говорит статистика и научные наблюдения.

 

  Люди, которые регулярно читают, живут дольше на 3 года. Люди, которые знают второй язык, живут в среднем на 5 лет дольше.

 

   Холостяки живут на 3 года меньше, потому что у них нет необходимости подстраивать свое поведение под других, то есть, нет необходимости лишний раз напрягать свой мозг.

 

   Если вы не биолог, и не медик, то возможно вам будет интересно вкратце узнать, как устроена наша память и почему мнемотехника вредит нашему интеллектуальному здоровью.

 

  Уверена, совсем немного в этом разбираться нужно каждому, потому что, если мы понимаем, как устроен наш мозг, значит, мы сможем оказать влияние на его работу.

 

   Наша память возникла из необходимости запоминать местность. То есть, наши предки, когда еще на четырех лапах ходили и выбегали погулять из своей норки, могли натолкнуться на врага, и, разумеется, здорово, когда память подсказывает в какой стороне осталось убежище, и какой кратчайший путь выбрать, чтобы спрятаться и сохранить себе жизнь.

 

   А ещё лучше, когда память сохраняет много ситуаций связанных с выживанием и в нужный момент подсказывает наиболее выгодную стратегию поведения.

   С эволюционной точки зрения память дает нам биологические преимущества, и человек с хорошей памятью получают больше шанса выжить и оставить своё потомство.

 

 

   Наша память делится на долговременную и на кратковременную. За кратковременную память отвечает гиппокамп. Его задача - в течение дня собирать информацию от наших органов чувств: от зрения, от слуха, собирать запахи, тактильные ощущения, а ночью, гиппокамп решает, что именно из собранного переводить в долговременную память, а что нет.

 

   В нашем мозге стоит мощнейшая анти спам система, около 90% полученной за день информации - забывается. По большому счету, нет никакой необходимости с одинаковой яркостью помнить все подряд. В долговременную память запишется только та информация, которая отвечает определенным критериям.

 

   Во-первых, она должна повторяться, то есть человек должен долго обдумывать важную для него информацию.

 

   Второе, именно важную, эмоционально значимую информацию мозг запомнит, а нейтральная ему не интересна. Ведь она не угрожает и не сулит выгоду. Ну и чего тогда напрягаться?

 

   Что такое память, строго говоря. Память - это электрохимический сигнал, который постоянно бегает по нейронам головного мозга.

 

  Постоянно вырабатывать электрохимический сигнал - это очень энергозатратное дело, поэтому мозг и не будет тратить энергию на непонятно что с его точки зрения.

 

 

   Кстати, я хочу напомнить очень распространенное сожаление многих людей о том, что наш мозг не работает на 100%, а только на 5 или что-то около того. На самом деле половина работы головного мозга тратится на погашение фонового шума от органов чувств и внутренних органов.

 

   Как утверждают учёные, если в работу головного мозга включиться 15-20% нейронов, то человека настигнет эпилептический припадок.

 

   Эффективно работающий мозг, это мозг, который умеет обеспечить максимальную производительность примерно трем процентам нейронов, которые заняты решением важной задачи.

 

 

   У памяти есть физический носитель - это синапс, контакт между нейронами головного мозга. Наш мозг состоит из 86-90 млрд. нейронов. У него есть принимающие информацию отростки - дендрит и есть передающие информацию отростки - аксоны.

 

   Если мы знаем слова “берёзка”, стихотворение, дни недели и прочее, значит, есть группа нейронов, объединенных в нейронную сеть, на которой именно это информация и записана. И эта нейронная цепочка должна быть постоянно активной.

 

   Если мы долго не вспоминаем информацию, то электрохимический сигнал прерывает свою работу. То есть, в какое-то время мозг решает, что если вы не пользуетесь поэмой про Евгения Онегина, то зачем тратить энергию на поддержание этой нейронной сети. В науке это называется - синаптический прунинг - обрезание ненужных синаптических связей.

 

   По большому счёту, мы должны благодарить мозг за то, что он умеет забывать. Скажите себе откровенно, что такого гениального вы делаете, что надо постоянно это держать в памяти?

 

   Вы выкидываете старьё из дома? Мозг тоже не хранит старьё, как и мы.

 

   Забывание нам выгодно, мы не тратим энергию на ненужную, фоновую информацию, мы не накапливаем негативную информацию, а если нужно, то выучим что-то заново.

 

   Хотелось бы пояснить про накопление негативной информации. Дело в том, что наш мозг формировался не для счастья, он формировался с задачей обеспечить нам выживание. И с этой точки зрения, помнить негативные ситуации - выгодно. Мозг как бы говорит нам: “Не “лоханись” в следующий раз в похожей ситуации”.

 

   Просто помните об этом, когда в очередной раз попадетесь в ловушку негативно настроенного мозга, когда он будет подкидывать вам негативные воспоминания. Это гораздо проще, чем вы думаете, живите осознанно, не на автопилоте.

 

 

   Со временем, с возрастом люди начинают жаловаться на память. Кто-то на долговременную, когда забывается та информацию, которую знал давно, а кто-то жалуется на ухудшение памяти в течение дня.

 

   Чаще всего забывания бывают смешанные, и, тем не менее, если забывание информации, которую человек помнил давным-давно, например, стихотворения в школе, можно объяснить вполне естественными причинами, то снижение эффективности работы мозга в течение дня, это действительно настораживает.

 

  У неврологов даже есть тест на ухудшение кратковременной памяти. Врач может спросить, а что вы ели на завтрак, а в чём вы были одеты вчера, и, человек может вспомнить школьное стихотворение, а про это забыть.

 

   Чем опасно такое забывание? Это маркер, это показатель того, что мозгу не хватает ресурсов на поддержание электрохимического потенциала.

 

   А если мозгу не хватает ресурсов, то ему надо выбирать, куда потратить эту энергию в первую очередь, на долговременную память, или на поддержание кратковременной памяти.

 

   И мозг обязательно перераспределит ресурсы в пользу долговременной памяти.

 

   Информация, которая записана мозгом на долговременных нейронных контурах, гораздо важнее. Надо чётко понимать, что наш мозг отвечает не только за школьные знания, но и за работу каждого миллиметра нашего тела. Поэтому в долговременной памяти записаны системные задачи, которые мозгу надо выполнять ежесекундно, чтобы мы элементарно жили.

 

   Ведь не зря больные Альцгеймером умирают не от того, что стихи стали забывать. Их больные нейроны забывают, как глотать, дышать и прочее…

 

  И здесь нам надо понимать главное, куда делись эти ресурсы?

 

   Что случилось с нами со временем?

 

  Почему раньше хватало сил и для того чтобы помнить давно выученное и для того чтобы эффективнее “шевелить мозгами” в течение текущего дня, а сейчас не хватает?

 

 

   Первое, что надо знать каждому человеку о работе своего мозга, это об избирательном кровоснабжении. Это первая ловушка, в которую мы попадаем со временем.

 

  Дело в том, что мозг кровоснабжается неравномерно. Если вы посмотрите на цитоархитектонический атлас мозга, то вы увидите, что он разделен на примерно 300 полей и подполей головного мозга.

 

   Все эти “цветные кусочки” выполняют определенную функцию и работают не одновременно, а с разной интенсивностью.

 

   В данный момент вы читаете книгу, а значит, сейчас активно работает функциональное поле, которое отвечает за чтение. Значит именно сейчас в этот участок головного мозга направлено наиболее активное кровоснабжение, а остальные поля головного мозга кровоснабжаются на минимально приемлемом уровне.

 

  Проще говоря, остальной мозг сейчас голодает от недостатка питания, потому что мозг устроен так, что в достатке получают питательные вещества те нейроны, которые работают в данный момент.

 

   Если эта ситуация продолжается достаточно долго, когда мы живем по одинаковому сценарию (я это называю “День сурка”) недели, месяцы, годы, то постоянно “голодные” нейроны постепенно умирают, в целом ухудшая наши когнитивные способности.

 

 

   Ответьте себе на один вопрос, насколько разнообразна ваша жизнь? Она точно не похожа на День сурка, когда мы, изо дня в день ходим на одну и ту же работу, ходим одним и тем же маршрутом, ведём одни и те же разговоры, однотипный образ жизни.

 

   Ещё Павлов называл такое поведение динамическим стереотипом, проще говоря - однообразием, еще проще - детренировкой.

 

   Если вы уже сейчас замечаете, что память работает хуже, это значит, что неиспользуемые нейроны головного мозга или умерли, или отключены от работающих нейронных контуров.

 

   Как правило, такой человек становится рассеянным в повседневной жизни: куда положил, выключил, перекрыл? Часто теряется нить разговора, с трудом подыскиваются со слова, тут же забываются имена новых знакомых, повышенная утомляемость, невнимательность, рассеянность.

 

Почитайте комментарии участников моей группы!

 

   И это ещё цветочки, жизненный опыт подсказывает нам, что такая забывчивость с возрастом может превратиться в полный маразм, когда человек перестает осознавать себя личностью, не узнает близких, теряет навыки самообслуживания, и даже умирает, потому что головной мозг уже не управляет системными функциями организма.

   И я это "проходила". Мы забрали своего одинокого свекра из деревни в город. Несколько лет он жил с нами, активно помогал по хозяйству. Но время не обманешь: сначала первый инсульт, потом второй, потом обследование показало, что сонные артерии свекра забиты на 90%, но до запланированной операции он не дотянул. Раньше отказали сосуды на правой ноге, началась гангрена, операция по ампутации ноги, после наркоза свекор “оказался” в незнакомом доме, с чужими людьми. Потому что он просто перестал нас узнавать.

   Мне еще "повезло". Свекор был не ходячий и мне не приходилось искать его по городу, я могла оставлять его ненадолго дома одного, не опасаясь, что он взорвет нас газом или затопит водой. А ведь порой такое бывает…

 

 

  Ответственные граждане начинают искать выход из этой ситуации. Средства массовой информации, соцсети подсказывают один и тот же выход - память надо тренировать.

 

   И люди кидаются в поиск соответствующих курсов по тренировке памяти. И я тоже являюсь таким тренером.

 

   Однако со всей ответственностью заявляю, что тренировка памяти, в частности мнемотехника, не спасёт людей от нейродегенеративных заболеваний.

 

   Не все так просто и однозначно на этом свете, иначе учёные, которых трудно упрекнуть в отсутствии умственной нагрузки, не уходили бы из жизни от болезни Альцгеймера, рассеянного склероза и паркинсонизма.

 

 

   Ухудшение памяти, это многофакторный процесс. И, разумеется, тренировка памяти играет здесь важную роль, но всего лишь одну из нескольких десятков причин ухудшения памяти.

 

   И мы их все с вами рассмотрим. Мы их даже посчитаем, сколько каждый накопил за свою жизнь. Но это чуть позже, а сейчас разберёмся с тренировкой памяти, с мнемотехникой.

 

ПОЧЕМУ МНЕМОТЕХНИКА ВРЕДИТ ПАМЯТИ.

И не просто вредит, а становится тихой убийцей.

   Наверное, немного странно об этом слышать от сертифицированного инструктора по развитию памяти и скорочтению с многолетним стажем.

   Но чем дольше я занимаюсь этим делом, тем прочнее у меня уверенность в своих словах: мнемотехника вредит интеллектуальному здоровью.

   Особенно это касается возрастных людей. Таких, как я, немного за 50 и дальше.

   Перед людьми в этом возрасте уже редко стоят задачи достижения интеллектуальных рекордов.

  Им не особо-то нужно уметь запоминать сотнями иностранные слова, определения и параграфы из учебников.

   Конечно, сейчас, после пенсионной реформы, многие вынуждены продолжать работать, поэтому спрос на хорошую память увеличился, молодые наступают на пятки. Только сил на усвоение приемов мнемотехники уже не так много.

   Или вы думаете, что если вы познакомились с техникой запоминания иностранных слов, они так и будут сами запрыгивать вам в голову?

   Обычно, в рекламных текстах так и обещают.

   Обещают улучшить работу памяти минимум в 2 раза. Тексты, стихи, иностранные слова, определения - все это будет запоминаться с пол-оборота.

   И еще, обещают избавить людей от старческой деменции, Альцгеймера. Например, если вы сейчас вышли из дома и провал в памяти вычеркнул у вас обратный маршрут, то надо всего лишь освоить приемы мнемотехники.

   "Мнемо" - память. "Техно" - искусство. Искусство запоминания. Какое прекрасное понятие и лично я его обожаю!

  Я не представляю, как бы я без нее училась в свои 55 и как могла бы засовывать в свою голову множество понятий из физиологии, нутрициологии и диетологии.

   Когда на своих вебинарах я спрашиваю слушателей, что надо сделать, чтобы вернуть хорошую память, ответ, хоть и в самых разных нюансах, всегда один - тренировать память.

Тренировать, тренировать, тренировать!!!

И, желательно, при помощи волшебной таблетки - мнемотехники.

   "…Мы же видели по телевизору чудеса запоминания, и мы так научимся, чем мы хуже? Такие же руки - ноги, голова..."

   Это да, внешне мы похожи, а вот содержанием - ни капельки.

   Где толпы уникальных "запоминальщиков", которые прошли курсы по мнемотехнике у чемпионов по запоминанию?

  Нет, запоминать лучше различные виды информации, человек, который освоил технологию, стал, этого не отнять.

   Это и я вижу и на примере сотен своих занятий.

Хотите попробовать? Но лучше попозже, чтобы не терять целостность восприятия главной мысли.

Тогда нажимайте на эту ссылку и вы переместитесь на страничку этой книги с упражнениями.

Чтобы понять, как это работает можно вспомнить американского психолога У. Чейза, который на протяжении 20 месяцев просил своего студента запоминать цифры. И тот потряс своего профессора, так как смог улучшить свои показатели с 4 до 82 единиц.

   Как оказалось, испытуемый оказался любителем спорта. Со временем он смог диктуемые ему ряды цифр быстро "связывать" с различными рекордами по бегу, а если подходящего рекорда не было, то в ход шел возраст и другие подходящие даты.

   То есть, единственный способ "запихнуть" в свою кратковременную/ рабочую память много информации, обойти "стандарт Миллера" - это привязывать новую информацию к старой.

   "Золотой стандарт Миллера" звучит так: человек за одну единицу внимания может запомнить 7 плюс минус 2 единицы информации. То есть, от 5 до 9. А есть ученые, которые "топят" всего за 4 единицы информации.

   Все чемпионы по запоминанию, в том числе и цифр, пользуются именно этим приемом мнемотехники. Теперь есть рекорды по запоминанию более 10 000 цифр после запятой в числе ПИ.

   И еще интересное в этом эксперименте то, что память на другие виды информации, буквы, цвета, слова и прочее у студента никак не изменилась. Все было в пределах "числа Миллера".

  Вы услышали меня, читатель?

   Не улучшается память как таковая от упорных тренировок. Улучшается способность придумывать образы на цифры и группировать их.

  Умаляет это значение мнемотехники? НЕТ. Только она дает возможность обойти физиологические ограничения в запоминании.

  Но не надо приписывать ей то, что она не умеет делать. Она не умеет переделывать мозг и придавать ему другие характеристики.

   Все, даже самые крутые запоминальщики, как только перестают применять мнемотехники становятся обычными людьми, которые забывают утюг выключить.

  Мозг работает в пределах своих индивидуальных возможностей. Он может их улучшить, конечно, но не критично. Это как подрасти в 30 лет. Если упорно тренироваться, то на пару сантиметров подрасти можно, но не больше.

   Ну да Бог с ними, с этими нейрофизиологическими подробностями. Пусть о них спорят ученые, тут есть о чем зубы поточить.

  А в чем же ВРЕД мнемотехники?

   Неужели она может чем-то навредить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: