Глава 2. Мероприятия, необходимые для улучшения

ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ

 

Проблема образования журналистов вписывается в общие проблемы подготовки специалиста, она носит в большей мере практический, а не теоретический характер.

Проблемы практического характера заключаются в следующем:

- духовно-нравственное состояние общества деформирует образовательный процесс, - важно знать, как противостоять ему в обучении журналистов;

- политика государства в области журналистики (средств массовой информации) отрицательно влияет на подготовку журналистов, - важно определить, как в этих условиях воспитать нравственного журналиста;

- нет действенных методов нравственного и патриотического воспитания журналистов, они нуждаются в разработке;

- журналисты после окончания вуза отходят от жизненных принципов, которые могли им преподноситься в процессе обучения. Что сделать в рамках вуза, чтобы заложить устойчивые мировоззренческие принципы - одна из основных проблем современного профессионального образования.

Журналист, как правило, имеет о себе неоправданно высокое мнение и весьма поверхностно разбирается в явлениях, которые он пытается оценить и разъяснить своей аудитории. С последним связано неуклонное падение авторитета журналистов. Уровень нравственного и эстетического развития массового журнализма низок.

Молодые специалисты, работающие в журналистике, особенно связанные с техническими средствами информации, например, телевидением, подчас увлекаются самой техникой передачи информации, полагая, что этого достаточно для них как профессионалов. В такой позиции содержится ряд ошибок. Первая, достаточно очевидная, - забвение того, что язык журналистики, в том числе ее технические приемы, есть лишь средство для выражения чего-то существенного.

В качестве мер поддержки культуры речи можно рекомендовать следующее:

- обеспечение научных, массовых и школьных библиотек новыми словарями русского языка и современными учебниками;

- финансирование научных и научно-популярных журналов по русскому языку;

- организацию научно-популярных передач по русскому языку на радио и телевидении;

- повышение квалификации работников телевидения и радио в области культуры речи;

- официальное издание новой редакции свода правил орфографии и пунктуации.

Данные меры поддержки культуры речи, по отношению к журналистской среде и широкой аудитории телезрителей и радиослушателей, на наш взгляд решат многоцелевую задачу: от воспитания языкового вкуса и внимания к творческому опыту со словом, ориентации на нормативные и законодательные документы в области речевой практики до конкретной помощи в соблюдении правил орфографии и правильном произношении слова. Проводимая министерством работа привлекает внимание руководителей СМИ к этой проблеме, объединяет их коллективной ответственностью за судьбу русского языка.

 

Заключение

 

Речь, как и любое творчество, отражает в себе и собой интеллектуально- креативное состояние национальной культуры. И то, что луч стилистических исследований все более четко фокусируется не на современной художественной литературе, а на языке газет, журналов, телевидения, радио, прессы, очень симптоматично.

К нарушению орфоэпических норм в речи ведущих относят: нечеткость дикции, невнятность, торопливость, скороговорка, стяжение произношения вплоть до выпадения из слов целых слогов, огромное количество неверных ударений.

Фонетические изменения ярко характеризуют речь в эфире и на экране. Повысился темп речи. Пришли в электронные СМИ такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь.

Проблема изменения культурно-речевой ситуации требует участия не только СМИ, но и каждого заинтересованного в сохранении чистоты родного языка. Появляются программы по совершенствованию речевой культуры качественно нового уровня, созданные совместными усилиями администраций регионов, специалистов гуманитарных кафедр высших учебных заведений, журналистов областных и республиканских газет. Определяющим здесь должно стать желание и добрая воля вещателей, всего журналистского корпуса.

 

Список используемых источников

Учебники

1. Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. – Ижевск,
2011 – 141 с.

2. Культура русской речи: учебник для вузов / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.

3. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. - М.: Издательство Юрайт, 2017 - 193 с.

4. Русская речь в средствах массовой информации. Стилистический аспект: монография / В. И. Конькова: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. - 271 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Голубева, В. И. Максимова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 306 с.

 

Статьи

6. Бессарабова Н. Д. Лингвоэтика, или еще раз об этическом аспекте культуры речи современных СМИ и рекламы / Н.Д. Бессарабова // Журналистика и культура русской речи, 2011. - № 2. – С. 54-64.

7. Копоть Л.В., Шеватлохоа Е.Д., Архипова И.В. К вопросу о формировании культуры речи в СМИ / Л.В. Копоть, Е.Д. Шеватлохова, И.В. Архипова // Вестник АГУ, 2017. – № 2. -
С. 59-63.

8. Майорова А.В. Языковая культура современных средств массовой информации / В.А. Майорова // Филологические науки в России и за рубежом. – СПб.: Свое издательство, 2016. – с. 54-56.

9. Потсар А.Н., Сметанина С.И. Язык СМИ: Современное состояние и тенденции развития / А.Н. Потсар, С.И. Сметанина //Современная русская речь: состояние и функционирование. – СПБ, 2004. – № 7. - С. 67-82.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: