21. Понятие смысла. Соотношение смысла и значения.
Проблему поставил Полан.
Во внутренней речи значения слов выступают на первый план
- смысл слова преобладает над значением
- смысл – совокупность психологических фактов, возникающих в сознании благодаря слову; смысл слова динамичен и изменяется в зависимости от контекста
- значение – одна из зон смысла; слово приобретает данное значение в опр. контексте. Не существует единого значения слова
22. Грамматическая и психологическая структуры предложения.
- Связь между мыслью и словом возникает и изменяется в процессе развития мысли и слова, а не присутствует от рождения
- Мысль не выражается в слове, а совершается в нём (???)
- Пиаже установил, что ребёнок овладевает структурой сложного предложения (с соединительными союзами потому что, хотя и т.д.) РАНЬШЕ, чем СМЫСЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ, соответствующими им.
-> грамматика развивается раньше логики (хотя ребёнок может использовать эти конструкции самостоятельно, но спонтанно, он не осознаёт их смысла и не может правильно их расставить в задании)
|
|
- Несовпадение грамматического и психологического подлежащего и сказуемого
1) Фослер приводит пример предложения из произведения, «Суровое зрелище откроется перед вами».
- грамматическая структура: «зрелище» – подлежащее, «откроется» – сказуемое
- психологическая структура ИНАЯ, т. к. слушающий в сознании представляет, что перед ним произойдёт зрелище – в первую очередь он мыслит СКАЗУЕМОЕ, Т. К. О НЁМ РЕЧЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
2) «Часы упали»
- если часы перестали ходить, а ответ «часы упали», то в сознании раньше было представление о часах, поэтому часы – подлежащее