Понятие смысла. Соотношение смысла и значения

21. Понятие смысла. Соотношение смысла и значения.

Проблему поставил Полан.

Во внутренней речи значения слов выступают на первый план

- смысл слова преобладает над значением

- смысл – совокупность психологических фактов, возникающих в сознании благодаря слову; смысл слова динамичен и изменяется в зависимости от контекста

- значение – одна из зон смысла; слово приобретает данное значение в опр. контексте. Не существует единого значения слова

 

22. Грамматическая и психологическая структуры предложения.

- Связь между мыслью и словом возникает и изменяется в процессе развития мысли и слова, а не присутствует от рождения

- Мысль не выражается в слове, а совершается в нём (???)

- Пиаже установил, что ребёнок овладевает структурой сложного предложения (с соединительными союзами потому что, хотя и т.д.) РАНЬШЕ, чем СМЫСЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ, соответствующими им.

-> грамматика развивается раньше логики (хотя ребёнок может использовать эти конструкции самостоятельно, но спонтанно, он не осознаёт их смысла и не может правильно их расставить в задании)

- Несовпадение грамматического и психологического подлежащего и сказуемого

1) Фослер приводит пример предложения из произведения, «Суровое зрелище откроется перед вами».

- грамматическая структура: «зрелище» – подлежащее, «откроется» – сказуемое

- психологическая структура ИНАЯ, т. к. слушающий в сознании представляет, что перед ним произойдёт зрелище – в первую очередь он мыслит СКАЗУЕМОЕ, Т. К. О НЁМ РЕЧЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

2) «Часы упали»

- если часы перестали ходить, а ответ «часы упали», то в сознании раньше было представление о часах, поэтому часы – подлежащее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: