-часы;
-приборы
аппаратов и др.
Рис. 1.1 Классификация машин по назначению
Элементами подавляющего большинства машин являются отдельные детали, узлы, передаточные механизмы, рабочие органы (рис.1.2).
Отдельные детали соединяются (собираются) друг с другом тем или иным образом и образуют подузлы, узлы и, часто, рабочие органы. Совокупность
узлов и рабочих органов, соединенных друг с другом, образуют машину (рис.
1.2). Различные по назначению машины могут иметь как одинаковые, так и разные по функциям, размерам и структуре детали, узлы и рабочие органы.
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
Рис. 1.2. Структура транспортной машины (автомашины)
Деталь – первичная часть любой машины, которая изготавливается без сборочной операции (ось, винт, гайка, шайба и др. – рис.1.3, а – е). Детали могут быть простыми (гайка, винт, шайба и др. – рис.1.3, б – г) или сложными (коленчатый вал, зубчатое колесо – рис.1.3, д, е).
Узлы – законченная сборочная единица, состоящая из совокупности соединенных деталей, имеющая общее функциональное назначение (например, шарикоподшипник, соединительная муфта – рис.1.3, ж, з, коробка скоростей автомобиля и др.). Сложные узлы могут иметь в своем составе несколько простых узлов – их называют подузлы (например, подшипники качения в коробке скоростей автомобиля, стержень авторучки и др.).
Рис.1.3.Примеры простых (а – г) и сложных деталей (д, е) и узлов (ж, з)
машин: а – ось; б – гайка; в – винт; г – шайба; д – коленчатый вал; е – зубчатое
колесо; ж – шарикоподшипник; з – флянцевая муфта привода редуктора
|
|
Детали и узлы, встречающиеся во многих машинах, называют деталя-
ми и узлами общего применения (винты, гайки, штифты, зубчатые колеса,
шарикоподшипники, муфты - рис.1.3, а – г, е).
Детали и узлы, встречающиеся в отдельных типах машин, называют деталями и узлами специального назначения (поршни двигателя внутреннего сгорания, коленчатые валы – рис.1.3, д, ж, з, гребные винты судов, гидропри-воды и др.). Детали подразделяются на соединяемые (соединяемые друг с другом в узлы) и соединительные (с помощью которых соединяются другие детали или узлы).
Как мы уже отмечали узлы машин составлены (соединены) из деталей, об-разующих неподвижные связи между собой (крепление панели к раме ЭВМ, стекол очков к оправе, соединение двух и более деталей сваркой, заклепками и др.) или подвижные (подшипник качения или скольжения, привод дисковода компьютера и др.). Сформированные подвижные или неподвижные связи между отдельными деалями и называют соединениями (рис.1.4.).
Рис.1.4.Примеры неподвижных (а - в) и подвижных (г, д) соединений деталей:
а – резьбовые; б – заклепочные; в – сварные; г – шпоночные; д – шлицевые
В конструкциях многих машин (особенно транспортных, технологических,
сельскохозяйственных и др.) некоторые детали (в курсе «Теория механизмов и машин» эти детали называют звеньями) соединены между собой с помощью
подвижных связей, допускающих их относительное движение с целью пере-дачи движения от ведущего звена (к которому приложено движение от какого – либо двигателя) ведомому (с которого снимается движение для совершения полезной работы рабочим органом машины).
Совокупность соединенных друг с другом подвижных деталей, предназначенных для передачи движения в пространстве и (или), при необходимости, для преобразования движения одной или нескольких деталей (звеньев) в требуемые движения других деталей (звеньев), называют передаточными механизмами (или просто передачами – например зубчатая передача, ременная передача и др. – рис.1.5).
Для выполнения кинематических или силовых расчетов механизмы представляют в виде кинематических схем, т.е в виде условного обозначения совокупности соединенных друг с другом звеньев (деталей), допускающих их относительное движение (рис.1.5).
а б n2 в г
д1 д2 z1 z2 zк
т n1 n2 n1
zч z1
n1 n1 z2
Рис.1.5.Кинематические схемы передаточных механизмов: а – ременная пере-
дача; б – зубчатая передача; в – червячная передача; г – цепная передача
Ведущее звено механизма – это звено (деталь), которому сообщается дви-жение, преобразуемое механизмом в требуемое движение других звеньев (дета-лей). Например, ведущий шкив д1 ременной передачи - рис.1.5, а, зубчатое ко-
лесо z1 зубчатой передачи – рис.1.5, б, червяк zч червячной передачи рис.1.5, в,
ведущая звездочка z1 цепной передачи – рис.1.5, г.
|
|
Ведомое звено механизма – это звено (деталь), совершающее движение, для которого предназначен механизм. Например, соответствующие детали д2, z2, zк и z2 передач – рис.1.5.
Кинематической парой называют соединение двух сопрягаемых звеньев (деталей), допускающее их относительное движение.
Звенья механизмов могут быть (хотя и несколько условно) абсолютно твердыми (например, зубчатое колесо, шкив, кривошип и др.), упругими, или гибкими (ремни, цепи, тросы и др.), жидкими (масла, вода и др.) и газообразными (воздух и др. газы).
Основное внимание в курсе будет уделено механизмам с твердыми и гиб- кими звньями.
Детали или узлы, предназначенные для выполнения заданной функции (рабочего процесса) машины, часто называют рабочими органами (колеса автомобиля, картридж принтера, лентопротяжной механизм магнитофона и др.). Нередко рабочим органом может быть отдельная деталь – лемех плуга, сверло дрели и др.). Иногда рабочим органом называют относительно несложное изделие (авторучка, карандаш и др., так как само по себе такое изделие не работоспособно).
Итак, мы познакомились со структурой обобщëнной мащины и еë отдельными элементами.
Вопросы для самоподготовки:
1.Классификация машин по назначению?
2.Обобщенная структура машины?
3.Что такое деталь, подузел и узел, рабочий орган машины?
4.Понятие и назначение механизмов тех или иных механических устройств?
5.Кинематическая схема механизма?
6.Соединения, их разновидности?