I. Подготовительная работа
1) Рассказ учителя об авторе басни.
2) Викторина по материалу прочитанных басен.
3) Беседа о повадках животных — действующих лицах басни, которую предстоит читать.
II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).
Беседа эмоционально-оценочного плана.
III. Анализ конкретного содержания басни.
1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)
2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)
3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.
IV. Заключительный этап. Раскрытие аллегории. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. Аналогия из жизни.
Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.
|
|
Рассмотрим конспект урока, в основе которого анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень», представленный в книге «Анализ поэтического текста».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Виноград»
Цель урока:
· Выявление особенности восприятия автором творчества как вечного начала.
· Углубление представлений о компонентах поэтического ритма.
· Совершенствование навыков выразительного чтения, умения анализировать и интерпретировать лирическое произведение, выявлять авторскую позицию.
Тип урока: урок художественного восприятия произведения и углублённой работы над текстом.
Методы: репродуктивный, творческого чтения, эвристический и исследовательский.
Приёмы: беседа, анализ словесных рядов, самостоятельный анализ поэтических фрагментов, запись ключевых моментов беседы, самостоятельная работа в группах
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями для групп).
План урока.
1. Чтение стихотворения «Виноград» учителем.
2. Словотолкование, аналитическая беседа.
3. Работа в группах.
4. Сообщение учащегося.
5. Слово учителя.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной,
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой.
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
(1824)