Глава I. Основные теоретические аспекты взаимодействия режиссера-постановщика с актером при подготовке театрализованного представления

Глава I. Основные теоретические аспекты взаимодействия режиссера-постановщика с актером при подготовке театрализованного представления

«Режиссер – это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства».

Г.А.Товстоногов [5].

Одним из специалистов, занимающихся созданием социокультурной сферы, является режиссер-постановщик.

В энциклопедическом словаре «режиссер» – управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли и пр[6]. В словаре В.И. Даля «режиccѐр» – [франц. régisseur от лат. rego управляю] художественный руководитель театрализованного представления, кинофильма, радиопередачи и т.п.[7];постановщик. «режиссер», как художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий вcю работу по подготовке театрализованного представления[8], рассматривается в словаре Д.Н. Ушакова.

Анализируя приведенные определения, приходим к выводу о том, что режиссер-постановщикорганизует и компонует между собой все составные части зрелища (творчество актера, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление и др.). При создании театрализованного представления в работе занято множество людей разных специальностей: драматург, актеры, художники, сценографы, музыканты, гримеры, костюмеры, осветители и т.д. Для того чтобы объединить усилия всех и создать из стеатрализованного представления эстетически и идейно целостное зрелище, необходим режиссер-постановщик, обладающий не только профессиональным видением, но и профессиональным мышлением.

Режиссер-постановщик является лидером театрального производства, возглавляет и ведет театральное дело, именно режиссер-постановщик сегодня определяет творческое лицо театра, его идейную направленность, репертуарную политику, его художественный стиль, потери, метод, организационную и творческую структуру, его эстетические и этические принципы[9].

Личность и деятельность режиссер-постановщика театрализованных представлений представляет особый интерес для исследования, поскольку на современном этапе режиссерская профессия является одной из самых сложных.

Как отмечает, П.Н. Васильева специфика режиссуры как области творческой деятельности человека в области художественной культуры – предмет теоретических и научно-исследовательских работ многих практиков и теоретиков театрального искусства. Однако еще относительно недавно – на рубеже ХIХ-ХХ веков – в театральных кругах велись серьезные споры о том, нужен ли вообще режиссер-постановщик в театре[10].

В начале ХХ века в России происходит быстрое развитие режиссерского театра, и в первую очередь этот процесс мы связываем с именами создателей Московского художественного театра (МХТ) – Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Все исследователи русского театра сходятся в мысли, что МХТ явился первым в России подлинно режиссерским театром. Внешние признаки режиссерского театра – художественное единство спектакля, его идейная определенность, единая воля режиссера-постановщика, подчиняющая себе всех творцов действия, театрализованного представления, появление «репертуарной линии», воспитание всей труппы в единой исполнительской школе, актерский ансамбль и т.д. – были сразу же названы современниками[11].

Таким образом, эпоху «актерского театра» сменила эпоха «режиссерского театра», которая обозначила перед теоретиками и практиками сценического искусства новую проблему – формирование личности режиссера-постановщика: какими качествами, специфическими чертами и свойствами человеческой природы должен обладать режиссер, каковы его основные функции.

В классическом определении содержания профессии режиссера-постановщика, данном В.И. Немировичем-Данченко, говорится о триединстве качестврежиссера-постановщика[12]:

- режиссер-толкователь;

Режиссер-толкователь, он же – показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом. Режиссер-зеркало в своем творчестве своеобразно (бережно) отражает творческую индивидуальность актера. С помощью подсказок, замечаний он помогает актеру в создании сценического образа. Режиссер должен уметь помочь актеру творчески выразить себя, выразить в образе.

- режиссер-зеркало;

«Режиссер-зеркало» должен обладать такими педагогическими качествами, как чуткость, внимательность, учитывать особенности индивидуального дарования артиста.

- режиссер-организатор.

Режиссер-организатор – важнейшая функция режиссера. Он является личностью, организующей весь творческий процесс создания театрального зрелища. Именно он направляет этот процесс в единое русло, подчиняя его режиссерскому замыслу, направляет волю каждого исполнителя к достижению поставленной цели: образно и эмоционально раскрыть художественный материал в соответствии с замыслом режиссера-постановщика[13].

Исходя из анализа работ, посвященных исследованию проблемы взаимодействиярежиссер-постановщика с актером при подготовке театрализованного представления, а также учитывая специфику режиссерского творчества, можно выделить следующие профессиональные умения, определяющие сущность деятельности режиссера-постановщика при постановке театрализованного представления.

А.Ю. Гончарук относит  следующие умения:

 – социокультурные умения;

Умение откликаться на актуальные современные проблемы в выборе темы и проблемы постановки; умение наполнить постановку на историко-культурную тему духовно-нравственным содержанием, отвечающим гражданским интересам народа; умение следовать традиционным народным ценностям в создании театрализованного представления и праздника любого вида и жанра[14].

– исследовательские умения;

Режиссер-постановщик  театрализованных представлений в основном работает над современной темой. В этом заключается не только большая творческая радость, но и главная трудность, потому что режиссер-постановщик каждый раз соприкасается с совершенно новым материалом, который выдвигает жизнь, и этот материал должен быть по-новому, свежо решен[15]. Здесь режиссер-постановщик выступает в роли первооткрывателя. Ему предстоит исследовать еще не апробированный сценой жизненный материал, выявить его действенность, политическую и эстетическую сущность, его нравственное начало, отыскать новые черты человеческой личности, формирующейся сегодня.

– текстовые умения;

 Умение создавать сценарный текст; умение осуществлять ценностно-смысловое единство компонентов текста; умение отбирать из собранного текстового материала для сценария информационные и художественно-эстетические факты; умение интерпретировать текстовый материал в целях решения целей и задач постановки;

– когнитивно-коммуникативные умения;

 Умения выделять ключевые слова и словосочетания в анализируемом тексте; умение определять тему и главную мысль текста; умение интерпретировать документальные и художественные тексты в целях перевода их в образный план сценария;

 – коммуникативно-педагогические умения;

Умение доступно объяснить участникам постановки цель и сверхзадачу автора сценария и режиссерского постановочного замысла; умение увлечь исполнителей оригинальностью авторского замысла; умение привлечьтворческий коллектив к активной исследовательской деятельности в поиске наиболее эффективного решения возникающих проблем в процессе создания театрализованного представления[16].

Режиссер-постановщик на основе собственного замысла, по-своему истолковывая драматургический материал, эстетически объединяет всех участников постановки, выявляет идейное содержание театрализованного представления, его жанр и внешнюю форму, ритм и мизансцены, организует и согласует между собой все компоненты зрелища: игру актеров, костюмы, декорации, музыку, свет и создает гармонически-целостное, обладающее художественным единством зрелище[17].

Таким образом, сущность деятельности режиссер-постановщика при постановке театрализованного представления заключается в организации всех элементов театрализованного представления с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением театрализованного представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: