Целевая установка. По цели различают проекты исследовательский творческие, игровые, информационные, практические.
Классификация и характеристика проектов по цели (по Е. Ф. Козиной)
Проекты по целевой установке | Краткая характеристика | Примеры проектов |
Исследовательские | Реализуются в форме экспериментального научного исследования | «Мой домашний питомец». «Осенние изменения в природе» |
Творческие | Нередко отсутствует четкая структура | Праздники («День птиц». «День леса»), создание книги (брошюры). |
Игровые | Предполагается ролевая деятельность школьников | Разыгрывание ситуаций экологического выбора, социальна отношений |
Информационные | Осуществляется сбор информации по определенной тематике | «Олива — древо жизни» |
Практические | Реализация социальных интересов детей | Создание клумбы, фитомодуля, Красной книги |
Классификация и характеристика проектов по содержанию
Проекты по содержанию | Краткая характеристика | Примеры проектов |
Теоретические | Работа по изучению и обобщению фактов, материалов, полученных из различных источников | «Как сделать шоколад полезным? - |
Проекты по содержанию | Краткая характеристика | Примеры проектов |
Фантастические | Разработка проекта или идеи какого-либо несуществующего объекта или явления | «Моя планета» (учащиеся создают образ своей «новой» планеты, описывают предполагаемые природные условия на ней, сопровождают их рисунками). Итог проекта (продукт) — настенный календарь. Автор идеи и проекта — Т. О. Семенцова (школа № 2090 СП № 1) |
Эмпирические | Проведение наблюдений и экспериментов | «Откуда берутся червяки?», «Мой аквариум» |
|
|
1. Содержание проектов. В зависимости от содержания, которое м быть весьма различным, выделяют три группы проектов: теоретические, фантастические и эмпирические, т.е. построенные на основе личных наблюдений школьника и результатов экспериментирования.
2. Количество участников. Проекты бывают индивидуальными, коллективными, групповыми.
3. Время выполнения. Различают проекты краткосрочные и долговременные. Учитывая психофизиологические особенности школьников, на начальном этапе обучения предпочтительнее предлагать детям краткосрочные проекты.
4. Уровень интеграции. Изучение тематики и путей реализации проектов позволяет разделить их на три группы по уровню интеграции:
а) монопредметные — они акцентируют внимание на одной предметной области;
б) межпредметные — наибольшее число проектов выходит за рамки той или иной области предмета «Окружающий мир»;
в) надпредметные — проекты, выходящие за рамки школьной программы.
|
|
Тематика проектов. Выбор темы и вида проекта зависит от конкретных условий обучения. Существует три источника генерирования идеи проекта:
1) тему предлагает учитель исходя из целей и планируемых результатов обучения;
2) тему проекта и направление работы определяют сами ученики (или ученик), поскольку важнейшим мотивом проектной деятельности является интерес ребенка. Учащиеся также могут сами предложить путь выполнения проекта: индивидуальная или коллективная работа и пр. Учитель, обладая методическим мышлением, должен уметь раскрыть, развить идею ученика и показать, как реализовать ее в проекте. Идея проекта может быть личностно значима для ученика (например, один школьник выяснял, почему он маленького роста);
3) тему проекта и некоторые подсказки относительно его выполнения можно найти на страницах учебников, входящих в различные УМК.
Примеры проектной деятельности.
УМК «Планета знаний». Авторы этого УМК стали «первооткрывателями» проектов, включенных в структуру учебника. Они предложили инструкцию, с помощью которой учащиеся могут сами определить цели, задачи, логику исследования, выбрать источники информации.
Работа над проектом
Наша общая тема:...........................................................
Что мне интересно об этом узнать:................................
Я могу прочитать об этом в книгах:..............................
Мне могут рассказать об этом (кто):..............................
Чтобы больше узнать, я могу пойти:.............................
Еще я могу узнать об этом (где):...................................
Главное—я теперь знаю, что:.........................................
Проект
Что я буду делать:...........................................................
Порядок моих действий (план):.....................................
Вместе со мной этот проект будут делать:....................
Будут нужны такие материалы:.....................................
Будут нужны такие инструменты:..................................
Кроме того, начало работы над проектом можно отразить в табличной форе.
Планирование проектной деятельности на начальном этапе
Актуальность проблемы — мотивация | Почему? Почему именно эта тема? Чем она важна лично для меня? |
Целеполагание | Зачем? Зачем мы делаем этот проект? |
Постановка задач | Что? Что мы для этого делаем? |
Выбор способов и методов исследования, его планирование | Как? Как мы можем это делать? |
Ожидаемый результат | Что получится? Каким будет решение поставленной задач. |
УМК «Школа России». В табл. 7.5 представлены примеры проектов по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Проекты УМК «Школа России» (на примере III класса)
Тема | Содержание проекта |
Как устроен мир | Богатства, отданные людям |
Эта удивительная природа | Разнообразие природы родного края |
Мы и наше здоровье | Школа кулинаров |
Наша безопасность | Кто нас защищает |
Чему учит экономика | Экономика родного края |
Путешествие по городам и странам | Музей путешествий |
Тематика проектной деятельности дается на страницах учебника, а инструкция по выполнению содержится в рабочей тетради. Например, в проекте «Школа кулинаров» предлагается определить цель и формы деятельности (индивидуальная, парная, групповая, всем классом), выделить этапы работы и обязанности каждого ученика, установить сроки выполнения. В рабочей тетради учащиеся могут записать общий план создаваемой «Книги здорового питания», а также конкретные рецепты («Рецепт блюда для моего выступления на конкурсе кулинаров»). Авторы УМК предусмотрели рубрики «Как я оцениваю свою работу над проектом» и «Благодарности за помощь и сотрудничество».
Реализация проекта обычно превращается в совместное дело учащихся, учителя, а также родителей учеников. Эффективным может оказаться участие старшеклассников, осуществляющих «шефство» над младшими школьниками. Для привлечения родителей используется такая форма работы, как выступление учащихся на родительском собрании (классном, общешкольном) с показом выполненных проектов. Ребята, успешно завершившие проект, презентуют результаты своей деятельности учащимся других классов параллели.
|
|
Проектирование формирует информационную грамотность младших школьников, поскольку разработка проектов немыслима без привлечения различных источников информации (учебники, научно-популярная литература, справочники и энциклопедии, электронные библиотеки и пр.).
В работе над проектом используются методы исследований, применяемые в рамках естественнонаучных дисциплин (картографический, статистический, исторический и др.), методы общественных и социальных наук (анкетирование, интервью, беседы), методы научного исследования. Так учащиеся приобщаются к исследовательской деятельности.
Успех реализации проекта зависит от методической и научной подготовки учителя, который должен быть сведущ в методических вопросах, обладать исследовательским типом мышления, иметь широкий кругозор, уметь видеть перспективные направления в проведении проектов, обладать коммуникативной компетентностью.