Профилактика интернет-зависимости

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Профилактика (др.-греч. Prophylaktikos – предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактика интернет-зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок / подросток не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

Рекомендации родителям, по профилактике интернет-зависимости:

Как уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.

3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей научной работе мы исследовали характеристики интернет-зависимости, раскрыли понятие интернет-зависимости, рассмотрели причины ее возникновения и проверили уровень интернет-зависимости среди учащихся МБОУ СШ №91. А также предложили меры профилактики для подростков.

В результате нашего опроса мы получили данные, которые показывают степень интернет-зависимости учащихся. Для проведения опроса среди учащихся на интернет-зависимость мы использовали тест, разработанный Кимберли Янг (в котором приняло участие 95человек).
Мы получили следующие результаты, интернет-зависимости: сильнозависимые 19%, среднезависимые 23% и слабозависимые 58%.

Наша гипотеза, о том, что большинство подростков от 14-18 лет в МБОУ СШ №91 является интернет-зависимой не подтвердилась, так как лишь 42% является интернет-зависимыми, в разной степени, остальные 58% являются интернет-пользователями, которые могут контролировать свое время в сети и предпочитают живое общение, общению виртуальному.
Результат опроса говорит о том, что большая часть успешно планирует свое время и использует интернет по необходимости, как средство упрощающее жизнь. Но при этом компьютер и гаджеты не заменяют реальную жизнь, не влияют на режим дня, а также на здоровье как физическое, так и психическое.

На основании литературы мы разработали рекомендации для смягчения и возможного избавления от интернет-зависимости. Эти рекомендации будут предложены ученика МБОУ СШ №91, а также классным руководителям и родителям.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость. Описание методики

Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале «Internet Addiction Test» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), хотя сама диагностическая категория интернет-аддикции до сих пор окончательно не определена.

Теоретические основы

Подобно любой другой нехимической зависимости, интернет-аддикция представляет собой феномен поведенческого пристрастия и эмоциональной зависимости от определённой формы поведения. С этой точки зрения, зависимость характеризуется тремя главными симптомами:

  1. Наращивание дозы (время, проведённое в интернете, увеличивается)
  2. Изменение формы поведения (интернет-активность начинает подменять собой формы реальной жизни)
  3. Синдром отмены (ухудшение эмоционального самочувствия вне интернет-активности)

Не все исследователи разделяют мненине о том, что интернет может обладать аддиктивным потенциалом. По мнению Кимберли-Янг, аддиктивность интернета определяется тремя главными факторами:

  1. Доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений.
  2. Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.
  3. Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в онлайн.

Между тем, до сих пор нет согласованного мнения о том, что представляет собой интернет-зависимость, как нет и каких-либо выработанных диагностических критериев (ни в МКБ-10, ни в DSM-IV).

В итоге, разрабатывая тест на интернет-аддикцию, Кимберли-Янг опиралась в основном на уже имеющиеся представления и тестовые методики диагностики алкоголизма и патологической склонности к азартным играм (гэмблинга).

 

Внутренняя структура

Первоначально тест состоял из 8 вопросов на которые нужно было отвечать по принципу Да/Нет. В случае пяти и более положительных ответов респондент считался интернет-зависимым. В настоящее время полная версия опросника состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой

Процедура проведения

Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме многочисленных онлайн-версий. Как вариант, вопросы теста могут подвергаться профессиональной оценке специалистом вовремя полуструктурированного интервью, т.к. вопросы теста абсолютно прозрачны, и ответы могут быть установочными.

Интерпретация

  • 20–49 баллов — обычный пользователь Интернета
  • 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом
  • 80–100 баллов — Интернет-зависимость.

Клиническая значимость

Тест не может служить основанием для постановки диагноза, т.к. имеет слишком простую и прозрачную структуру. Кроме того, он не был валидизирован на популяции интернет-зависимых, т.к. в настоящее время такого диагноза всё ещё не существует. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динамике можно использовать для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? (1)
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети общению с близкими?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день?
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с интересующим вас содержанием?
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»?
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши?
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно?

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электрон. ресурс]

2. Колчанова Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости [Электронный ресурс]

3. Мартынова О. Критерии оценки Интернет-зависимости [Электронный ресурс]

4. Андреев К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации/ Социальная педагогика, - 2010. - №6. – с. 115-118.

5. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]

6. Бурова В.А. Соиально-психологические аспекты Интернет-зависимости

7. Ковальт Т. Развлечение или зависимость?:[Компьютерная зависимость]/ Будь здоров! – 2013. - №4. – с.67-71.

8. Орлов П. Попался в сети.ru: Интернет-зависимость стала чумой XXI века/ Труд,- 2007. – 21августа – с.11.

9. Диагноз, которого нет [Электронный ресурс] / Вечный странник

10. Перетокина Е. Интернет-зависимость: признаки и лечение – [Электронный ресурс]

11. Как избавиться от интернет-зависимости [Электронный ресурс]/ Институт психического здоровья и аддиктологии

12. Барлас Т. О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя – [Электронный ресурс]

13. http://www.b17.ru/article/internet_zavisimost_podrostkov/

14. http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/

15. http://www.jurnal.org/articles/2011/psih8.html

16. https://ru.wikipedia.org

17. http://www.psyhelp.ru/internet/

18. http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html

19. http://comp-doctor.ru/psi/psi-internet-zavisimost.php

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: