ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Профилактика (др.-греч. Prophylaktikos – предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактика интернет-зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок / подросток не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
Рекомендации родителям, по профилактике интернет-зависимости:
Как уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
Эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей научной работе мы исследовали характеристики интернет-зависимости, раскрыли понятие интернет-зависимости, рассмотрели причины ее возникновения и проверили уровень интернет-зависимости среди учащихся МБОУ СШ №91. А также предложили меры профилактики для подростков.
В результате нашего опроса мы получили данные, которые показывают степень интернет-зависимости учащихся. Для проведения опроса среди учащихся на интернет-зависимость мы использовали тест, разработанный Кимберли Янг (в котором приняло участие 95человек).
Мы получили следующие результаты, интернет-зависимости: сильнозависимые 19%, среднезависимые 23% и слабозависимые 58%.
Наша гипотеза, о том, что большинство подростков от 14-18 лет в МБОУ СШ №91 является интернет-зависимой не подтвердилась, так как лишь 42% является интернет-зависимыми, в разной степени, остальные 58% являются интернет-пользователями, которые могут контролировать свое время в сети и предпочитают живое общение, общению виртуальному.
Результат опроса говорит о том, что большая часть успешно планирует свое время и использует интернет по необходимости, как средство упрощающее жизнь. Но при этом компьютер и гаджеты не заменяют реальную жизнь, не влияют на режим дня, а также на здоровье как физическое, так и психическое.
На основании литературы мы разработали рекомендации для смягчения и возможного избавления от интернет-зависимости. Эти рекомендации будут предложены ученика МБОУ СШ №91, а также классным руководителям и родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость. Описание методики
Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале «Internet Addiction Test» – тест на интернет-аддикцию) – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), хотя сама диагностическая категория интернет-аддикции до сих пор окончательно не определена.
Теоретические основы
Подобно любой другой нехимической зависимости, интернет-аддикция представляет собой феномен поведенческого пристрастия и эмоциональной зависимости от определённой формы поведения. С этой точки зрения, зависимость характеризуется тремя главными симптомами:
- Наращивание дозы (время, проведённое в интернете, увеличивается)
- Изменение формы поведения (интернет-активность начинает подменять собой формы реальной жизни)
- Синдром отмены (ухудшение эмоционального самочувствия вне интернет-активности)
Не все исследователи разделяют мненине о том, что интернет может обладать аддиктивным потенциалом. По мнению Кимберли-Янг, аддиктивность интернета определяется тремя главными факторами:
- Доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений.
- Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.
- Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в онлайн.
Между тем, до сих пор нет согласованного мнения о том, что представляет собой интернет-зависимость, как нет и каких-либо выработанных диагностических критериев (ни в МКБ-10, ни в DSM-IV).
В итоге, разрабатывая тест на интернет-аддикцию, Кимберли-Янг опиралась в основном на уже имеющиеся представления и тестовые методики диагностики алкоголизма и патологической склонности к азартным играм (гэмблинга).
Внутренняя структура
Первоначально тест состоял из 8 вопросов на которые нужно было отвечать по принципу Да/Нет. В случае пяти и более положительных ответов респондент считался интернет-зависимым. В настоящее время полная версия опросника состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой
Процедура проведения
Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме многочисленных онлайн-версий. Как вариант, вопросы теста могут подвергаться профессиональной оценке специалистом вовремя полуструктурированного интервью, т.к. вопросы теста абсолютно прозрачны, и ответы могут быть установочными.
Интерпретация
- 20–49 баллов — обычный пользователь Интернета
- 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом
- 80–100 баллов — Интернет-зависимость.
Клиническая значимость
Тест не может служить основанием для постановки диагноза, т.к. имеет слишком простую и прозрачную структуру. Кроме того, он не был валидизирован на популяции интернет-зависимых, т.к. в настоящее время такого диагноза всё ещё не существует. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста, а тестирование в динамике можно использовать для оценки улучшения состояния больного в процессе лечения.
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? (1) |
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети? |
3. Предпочитаете пребывание в сети общению с близкими? |
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? |
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? |
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? |
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? |
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? |
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? |
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? |
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? |
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? |
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? |
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? |
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне? |
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? |
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? |
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? |
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? |
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? |
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? |
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? |
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? |
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? |
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? |
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день? |
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с интересующим вас содержанием? |
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично? |
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»? |
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? |
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными? |
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши? |
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? |
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)? |
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю? |
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? |
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? |
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? |
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? |
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно? |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электрон. ресурс]
2. Колчанова Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости [Электронный ресурс]
3. Мартынова О. Критерии оценки Интернет-зависимости [Электронный ресурс]
4. Андреев К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации/ Социальная педагогика, - 2010. - №6. – с. 115-118.
5. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]
6. Бурова В.А. Соиально-психологические аспекты Интернет-зависимости
7. Ковальт Т. Развлечение или зависимость?:[Компьютерная зависимость]/ Будь здоров! – 2013. - №4. – с.67-71.
8. Орлов П. Попался в сети.ru: Интернет-зависимость стала чумой XXI века/ Труд,- 2007. – 21августа – с.11.
9. Диагноз, которого нет [Электронный ресурс] / Вечный странник
10. Перетокина Е. Интернет-зависимость: признаки и лечение – [Электронный ресурс]
11. Как избавиться от интернет-зависимости [Электронный ресурс]/ Институт психического здоровья и аддиктологии
12. Барлас Т. О «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя – [Электронный ресурс]
13. http://www.b17.ru/article/internet_zavisimost_podrostkov/
14. http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/
15. http://www.jurnal.org/articles/2011/psih8.html
16. https://ru.wikipedia.org
17. http://www.psyhelp.ru/internet/
18. http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html
19. http://comp-doctor.ru/psi/psi-internet-zavisimost.php