Практические задания

1.  Выявите гипонимы. Назовите общие признаки, объединяющие данный класс слов с другими.

Например: обеденный стол, письменный стол – мебель; диетический стол, вегетарианский стол – пища; паспортный стол, адресный стол - учреждения.

Господствующий, эксплуататорский, реакционный, антагонистический, революционный; замашка, повадка, ужимка, ухватка; гнус, кузнечик, саранча; эпилепсия, невралгия, менингит, невроз сердца; крестьянин, купец, торговец, мещанин; политическая, идеологическая, классовая; коллективный, общественный, индивидуальный.

2. В каких отношениях находятся сгруппированные слова (гипонимических или синонимических)? Аргументируйте свой ответ, выявив общие и дифференциальные семы.

1. Бусы, колье, ожерелье. 2. Бедствие, наводнение, ураган. 3. Друг, товарищ, приятель. 4. Кольцо, перстень. 5. Арбитр, судья, посредник. 6. Выпускник, абитуриент. 7. Сладкое, десерт, пирожное. 8. Синий, васильковый. 9. Нужно, надо, необходимо. 10. Врач, доктор. 11. Путешествие, круиз. 12. Пафос, восторг. 13. Букварь, азбука. 14. Теплица, оранжерея. 15. Груз, багаж. 16. Враг, неприятель, противник. 17. Съезд, конференция, симпозиум. 18. Замашка, повадка, ухватка.

3. Определите, какие значения будут реализовывать прилагательные и глаголы, сочетаясь с существительными, приведёнными в скобках.

  Крепкий (орех, организм, мороз, сон, чай);

   Мягкий (хлеб, голос, движения характер, вода, звук);

   Навести (на след, орудие, красоту, порядок, гостей);

  Сдать (зерно, комнату, крепость, экзамен, карты).

 

4. Установите по тематическому словарю русского языка сочетаемость слов, входящих в тематическую группу «Внешность» (тематическая сфера «Внешний вид, наружность человека»), выпишите эти словосочетания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: