Общее понятие о погрешностях. Прямые и косвенные измерения

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Физика

Теория погрешностей

Методические указания по обработке результатов измерений

 

 

 

Вологда


Министерство образования и науки Российской Федерации

Вологодский государственный университет

 

Физика

Теория погрешностей

Методические указания по обработке результатов измерений

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Вологда


УДК 530.1

ББК 22.5

В 67

Рецензент:

В.А. Горбунов, д-р физ.-мат. наук,

профессор Вологодского государственного университета

 

В 67 Физика. Теория погрешностей. Методические указания по обработке результатов измерений – Вологда: ВоГУ, 2018. – 17 с.

 

В методических указаниях изложены основные положения теории погрешностей и приведены примеры обработки результатов измерений, в том числе графической, а также приведены примеры вычисления погрешностей.

Методические указания имеются в библиотеке и на сайте кафедры: http://physics.vogu35.ru. Образец полного оформления отчёта по лабораторной работе также имеется на сайте кафедры физики.

 

Составители: Кузина Л.А., доцент, канд. физ.-мат. наук

Левин В.В., доцент, канд. физ.-мат. наук

 

 

УДК 530.1

ББК 22.5


1. Общее понятие о погрешностях. Прямые и косвенные измерения

Одна из задач лабораторного практикума – научиться правильно измерять физические величины. Измерение – это процесс сравнения физической величины с однородной величиной, принятой за единицу. Различают прямые и косвенные измерения. При прямых измерениях определяемая величина сравнивается с единицей измерения непосредственно (например, определение длины стержня с помощью линейки) или при помощи измерительного прибора, проградуированного в соответствующих единицах (например, определение напряжения с помощью вольтметра). При косвенных измерениях измеряемая величина определяется (вычисляется) из результатов прямых измерений других величин, которые связаны с измеряемой величиной определенной функциональной зависимостью. Примеры косвенных измерений в лабораторном практикуме:

· лабораторная работа «Измерение момента инерции тела методом крутильных колебаний», в которой момент инерции вычисляется после измерений периода колебаний с дополнительной нагрузкой () и без неё ():

                                        (1.1)

· лабораторная работа «Определение модуля Юнга методом прогиба»

.                                                     (1.2)

Всякое измерение сопровождается погрешностью. Задача состоит в том, чтобы научиться правильно оценивать их. Назовём абсолютной погрешностью  измерения какой-либо физической величины x модуль разности между истинным значением и измеренным:

.                                                    (1.3)

Более наглядное представление о точности измерений даёт относительная погрешность , показывающая, какую долю от измеряемой величины составляет её абсолютная погрешность:

.                                                  (1.4)

Относительную погрешность выражают также в процентах:

.

При измерениях в лабораториях кафедры физики относительная погрешность не должна превышать 10-12%. Если погрешность порядка 100% и выше, это значит, что измеряемая величина неизвестна совсем. В точных научных измерениях относительная погрешность может быть ниже миллионной доли процента.

Различают 2 класса погрешностей: случайные и систематические. Такие погрешности можно оценить, вычислить. Есть ещё грубые промахи – это результат непредсказуемого просчёта, неумения экспериментатора (например, показания сняты не по той шкале прибора или запись результата ошибочна). Промахи никаким закономерностям не подчиняются и анализу не подлежат. Единственный путь исключить промахи – переделать измерения заново, если возникло опасение, что промах допущен (например, какое-то измерение выделяется на фоне остальных или не укладывается в общий тренд).

Случайные погрешности – это такие погрешности, причины которых неизвестны и неконтролируемы; влияют на результат случайным образом, то в сторону его завышения, то в сторону занижения с равной вероятностью. Примеры случайных погрешностей: вибрация здания, колебания напряжения в сети, атмосферного давления, сквозняк в помещении, индивидуальное физиологическое состояние экспериментатора (при измерениях времени ручным секундомером, например), неравномерность или несимметричность намотки нитей в лабораторных установках «маятник Максвелла», «маятник Обербека», «Определение момента инерции маховика» и т.д. Предполагается, что случайные погрешности подчиняются определённым закономерностям.

2. Систематические погрешности – следствие несовершенства приборов (при прямых измерениях) или недостатков методов измерения (при косвенных измерениях). Систематические погрешности можно оценить, зная класс точности приборов, а также при анализе метода измерения. Систематические погрешности влияют на результат односторонним образом, либо его систематически занижая, либо только завышая.

Примеры систематической приборной погрешности:

·  у прибора сбит нуль отсчёта, и он все время дает завышенный результат;

·  штрихи на шкале прибора нанесли чуть дальше друг от друга, чем нужно, и прибор даёт систематически заниженный результат;

·  в жидкостный термометр вместе с термометрической жидкостью попали неучтённые примеси, в результате чего её коэффициент теплового расширения оказался меньше, и термометр даёт заниженный результат; и т.п.

Класс точности приборов указывается в виде числа на шкале прибора, например: 0.5; 1.0 (лабораторные приборы массового употребления). Класс точности даёт максимальную абсолютную погрешность, выраженную в процентах от предела измерения  (максимального значения измеряемой величины):

.

Так, если предел измерения амперметра 30 мА (вся шкала рассчитана на 30 мА), а класс точности амперметра , то абсолютная погрешность, даваемая амперметром, равна

.

Если при этом амперметр показывает ток 15 мА, то относительная погрешность составит

.

Если класс точности прибора не указан (простейшая линейка, например), то абсолютная приборная погрешность принимается равной половине цены деления. Здесь цена деления – интервал измеряемой величины, соответствующий расстоянию между соседними штрихами на шкале прибора. Примеры – табл.1.

Таблица 1

  №   Измерительный прибор   Цена деления Абсолютная приборная погрешность  
  Линейка 1 мм
  Штангенциркуль 0.1 мм
  Микрометр 0.01 мм
  Индикатор перемещения 0.01 мм

 

Систематическая методическая погрешность при косвенных измерениях в той или иной мере есть всегда, поскольку на протекание любого явления влияет очень много факторов, и учесть их все невозможно. Чем б о льшее количество факторов учитываем, тем более сложная получится теория и громоздкая формула для расчёта искомой величины. Однако влияние некоторых факторов мал о, и их можно не учитывать. Например, во многих механических лабораторных работах пренебрегаем силой трения, потому что она мала (маятник Максвелла, маятник Обербека, крутильные колебания).

Систематическая погрешность вносится также при округлениях. При этом в соответствии с правилами округления абсолютная погрешность не превышает половины от единицы разряда последней оставленной при округлении значащей цифры (таблица 2).

Таблица 2

  № Округляемая величина  x Результат округления x Абсолютная погрешность при округлении
 
 
       
  3.1415926 3.14 0.005
  9.80665 м/с² 9.8 м/с² 0.05 м/с²

 

Принято записывать измеренную величину  и её абсолютную погрешность  в виде:

.                                          (1.5)

Эта запись означает, что искомая величина с достаточно большой вероятностью, удовлетворяющей экспериментатора, попадёт в интервал :

.                                         (1.6)

Следует соблюдать некоторые правила при расчётах погрешности и записи результата; примеры см. в табл.3:

·  вычисление погрешности не требует тщательных расчётов с точностью до большого количества значащих цифр. Достаточно одной (если вторая цифра – это 1, 2, 3, 7, 8, или 9) или двух (если вторая цифра равна 4, 5 или 6);

·  в записи результата для изменяемой величины округляем все неверные цифры, кроме последней – той, в которой уже есть погрешность;

·  абсолютная погрешность имеет ту же размерность, что и измеряемая величина, так что в записи типа (1.5) размерность лучше писать один раз за скобками;

·  если величина сильно отличается от единицы, надо её записывать в стандартной форме с использованием множителя , одинакового для сам о й величины и для её абсолютной погрешности, вынесенного за скобку. Это нужно для того, чтобы была видна величина погрешности по сравнению с сам о й величиной.

Таблица 3

Неверно Верно
 
 
 
 
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: