Концепции знака

Семиотика – не столько наука, сколько методология понимания мира, объяснения мира через категорию знака и знаковой системы – через категорию языка в широком смысле.

Что такое знак? Существует 2 общепризнанных концепции знака, дополняющие друг друга, принадлежащие Пирсу и Соссюру. По концепции Пирса, знак – это некая форма, которую мы употребляем, в силу чего она и приобретает значение. При этом значение образуется в силу употребления обозначаемой вещи, с одной стороны, а с другой стороны - той формы, которая в данном языке сочетается либо не сочетается с чем-то в речи. Язык регламентирует употребление слов (так, русский язык «одушевляет» слово рыба в женском роде). Но есть традиции и правила сочетаемости, грамматика языка. Употребление продиктовано самим языком.

То, как художник соединяет линии, пятна и т.д., как он их комбинирует – является едва ли не главным источником художественного смысла. А что изображено – может оказаться вторичным. Важно не то, что стоит в реальности за изображением, а то, что порождает смысл произведения. Смысл полотен Кандинского менее всего зависит от обозначения предметов и их значимости как вещей в быту. И в натюрморте предметы расставлены, сообразуясь с определённым замыслом – не так, как их располагают в связи с их функциональным значением. Но даже когда художники пишут одну постановку, важно то, как выражается индивидуальность каждого из них при преображении этой натуры на полотне. Реальность снова оказывается вторичной. Изображаемые вещи для искусства – не столько реальные, сколько потенциальные, и именно принципы их композиции становятся источником художественного сообщения о мире и авторе.

Источник смысла – правила комбинирования знаковых средств. У линии есть, безусловно, имманентная семантика: плавная линия отличается от зигзага, диагональ отличается от горизонтали. Красный цвет действует не так, как зелёный. Красный цвет – как и любой – становится материалом. И точка, и линия, и её расположение – материал, который ещё должен стать формой. Возможно, при создании «говорящей» формы, мы учитываем свойства материала, будь то акварель или масло, а также его возможности. Материал станет источником знаковой формы впоследствии, когда начинают воплощаться и работать авторские категории видения мира, правила употребления форм. И в пирсовском, и в соссюровском понимании знак – это не материя, не материал, а то, что возникает вследствие его речевой обработки. Следует различать понятия формы по Пирсу (форма у него, если отсылает к значению, и является собственно знаком) и по Соссюру (форма для него- половина знака, часть знака как двуединой сущности). Пирсовскаое понимание знака представлено в семантическом треугольнике Ч. К. Огдена и А. А. Ричардса, где в одном углу находится знак, во втором – значение (референс), а в третьем – вещь (референт).

Треугольник можно превратить в трапецию (такую модификацию предлагал мой учитель Лев Новиков), где в нижнем основании будут знак (форма) и вещь, которые связаны друг с другом лишь опосредованно, через значение и понятие. Знак в отношении к значению составляет сферу собственно языковых отношений, а отношение значение – понятие – вещь – область внеязыкового.

Важно. Что понятие не есть значение, оно формируется из практики, хотя - в той или иной мере – под воздействием значения. Понятие – элемент внеязыковой идеальной реальности. Вещь (референт) – является означаемым в области субъективной и объективной внеязыковой реальности (притом что для нас они существуют только в преломлении через логико-понятийный и собственно языковой опыт)
Знаковые отношения по Пирсу (см. семантический треугольник Огдена-Ричардса) и их модификация в форме трапеции:

Знак в его отношении к значению (отношение собственно языковое) – единство, отличающееся неоднозначностью, подвижностью. Весь коммуникативный процесс, весь познавательный процесс для конкретного человека и целых культур есть процесс сопряжения форм и значений.

Знак по Соссюру.

Мы не имеем дела с изолированными знаками, важна их сочетаемость. Семиотический процесс (иначе – семиозис: порождение, использование и интерпретация знака) – процесс постоянного сопряжения области форм и области значений. В широком плане, человек и сам язык есть то, как он уникально сопрягает форму и значение, как перерабатывает материал, чтобы сделать его значимым, системным и употребительным.

Принципиально важный момент: языковая реальность в норме никогда не закрепляет одну форму за одним значением. Форма дуб имеет значения ‘дерева особой породы’, ‘вида древесины’ и ‘глупого человека’. В свою очередь, ‘глупый человек’  может обозначаться формой дурак, болван, тупица, идиот и мними другими (русский язык особенно щедр на негативно-оценочные имена) – см. С. О. Карцевский. «Об асимметричном дуализме лингвистического знака» -        http://project.phil.spbu.ru/lib/data/ru/karcevskiy/dualizm.html Существует асимметрия области форм (знаков, по Пирсу) и значений. Одна форма может иметь несколько значений, и наоборот.

Материя в нашей схеме (как и понятие с вещью) вынесена за рамки собственно языка. Форма – способ переработки материи, предназначенный для различения и противопоставления, для обозначения. Значение же есть то, что отсылает к логическому понятию и вещи, но вместе с тем концептуализирует восприятие и понимание вещи в соответствии с законами, правилами, категориями языка. В свою очередь, понятия формируются в нашем сознании не независимо от значений, от языка, но под его влиянием. К области значений принадлежат общеязыковые концепты (доля, удаль, судьба, правда и др. в русской культуре) и концепты индивидуально-авторские (например, пора, печаль, пустынный у Пушкина; казуистика, надрыв у Достоевского и др.). Язык накладывает собственную сетку понятий на понятия логические, заставляя, например, русских понимать голубой и синий не как оттенки одного цвета, но как разные, самостоятельные цвета. Большую роль в языковой модификации играет ощутимость происхождения, словообраовательная мотивация, этимология слова (его «внутренняя форма», по А.А.Потебне): судьба – то, что суждено, доля – то, что уделено, дано человеку как его удел, печаль – то, что печет, допекает человека и т.п.

Если мыслить о вещах как о коммуникативных феноменах, то главным вопросом становится то, каким образом сопрягается мир форм и мир смыслов в данном тексте, в художественном сознании и проч. Попросту – что значат те или иные формы и их комбинации, какие смыслы они рождают и почему. В этом и состоит семиотический принцип наблюдения над языком, искусством, миром.  Типы этого сопряжения форм и значений вырабатываются в речи, в конкретных высказываниях и произведениях, и откладываются в национальной и индивидуальной памяти, составляя язык.

 

Читать

1. «Теория языка» Б.Ю.Нормана:

 

ЯЗЫК КАК СИСТЕМА ЗНАКОВ

1. Язык: «слово» и «дело»...................................................... 7

2. Что такое знак? Примеры знаковых систем....................... 10

3. Важнейшие свойства знаков............................................. 18

4. Культура как знаковая система........................................ 23

5. Искусство как знаковая система особого рода..................... 29

6. Литература с точки зрения семиотики............................... 34

7. Еще одна знаковая система: язык животных...................... 41

8. Какие единицы человеческого языка являются знаками?... 45

9. Развитие языкового знака................................................ 48

10. Общие правила поведения знака..................................... 55

 

2. Об истории семиотики, в частности – о Пирсе и Соссюре – по учебнику Мечковской:
Лекция II. Главные события в истории семиотики - со с. 29.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: