Пошаговая инструкция для обучающихся 4 класса,
В произведениях искусства отражаются представления древних и современных людей об устройстве мироздания.
УЗНАЙ. Наши предки в трехчастную картину мироздания включали четыре главные стихии – воздух, огонь, землю и воду, которые, по их представлению управляли миром. Поэт Константин Бальмонт назвал их царственными стихиями. Он считал, что каждая из них бывает ласкающей, как колыбельная песня, и устрашающей, как шум приближающихся вражеских дружин.
ПРОЧИТАЙ. Как описал поэт движение воздуха – дуновение ветра:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы…
ПОДУМАЙ.
· Какие слова в этом фрагменте помогают представить ветер как жилое существо? Продолжи ряд образных выражений, которые расскажут нам о том, что может ветер.
· По каким признакам можно определить, что на улице ветрено?
· Почему люди любят наблюдать облака на небе? Выбери для их характеристики подходящие определения (мягкие, неподвижные, тяжёлые, застывшие, рваные, несущиеся и т. д.)
· Верно ли, что в русских народных сказках живёт одухотворённый образ ветра, приносящий долгожданную влагу весной, ливни и грозовые дожди летом, ненастье осенью, а зимой снегопады и метели?
· Можно ли сказать, что современный человек, объясняя все эти явления с научной точки зрения, в искусстве сохраняет образы, рождённые в древности?
ПОЛЮБУЙСЯ произведениями искусства живописи и графики, в которых едва ли не самое главное место занимает изображение неба.
Е. Винокуров. Извечный мотив. | А. Куинджи. Облака |
А. Ткачёв. Гроза | Н. Крымов. Ветреный день |
Э. Браговский. Весна на Нерли | В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» |
РАССКАЖИ.
· Можно ли только по небу представить погоду и общее состояние природы?
· Какие из этих пейзажей передают спокойствие в природе?
· В каких, из просмотренных тобой, пейзажах показано движение облаков, колыхание хлебов, рябь воды, ощущается ветер?
· Как художники решают композицию небесного пространства?
· Каким приёмом пользуются они при передаче бесконечности и глубины небесных просторов?
· Как располагаются облака, тучи в пейзажах со спокойным состоянием природы?
· Каким образом художники передают стремительность передвижения облаков по небу?
· Какими приемами пользуются живописцы и графики при передаче характерных особенностей облаков и туч?
РАССМОТРИ таблицу. Проследи, какой формы штрихи используются для передачи планов в графической работе, в каком направлении эти штрихи наносятся.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙ с графическими материалами.
Материалы: бумага А-3 или А-4, простой карандаш, черная гелевая ручка или фломастеры.
Нарисуй по памяти или представлению небо с несущимися облаками. В композицию рисунка можно включить изображения деревьев, гнущихся под ветром.