Докажите на примере любого слова, что это слово, выделив его свойства

Докажите на примере любого слова, что это слово, выделив его свойства.

2. Определите характерный признак, лёгший в основу названий:

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; глупыш, синица, буревестник, сизоворонка, снегирь, рябчик, дуплянка, кукушка; рыжик, боровик, опёнок, маслёнок, подосиновик, подберёзовик; голубика, черника, смородина, малина, костяника; веснушчатый, полосатый, клетчатый; аукать, хихикать, мяукать, гавкать; удвоить, удлинить, сахарить, опушить.

3. Выявите и квалифицируйте ступени абстрагирования в лексических значениях выделенных слов.

Образец: глаз (орган зрения) – первая или низкая ступень абстракции; глаз (зрение, ведение, взгляд) – вторая или средняя ступень абстракции; глаз (поле зрения, кругозор, точка зрения) – третья или высокая ступень абстракции.

Вид (внешность, наружность; изображение; намерения, планы).

Дом имеет опрятный вид. Альбом с видами Крыма. Виды на будущее.

Добро (личное имущество, пожитки; то, что хорошо, полезно, приятно; положительное начало в нравственности, противоположное злу). Сундуки, полные добра. Нет худа без добра. Люди стремятся к истине, добру и красоте.

Имя (название человека, даваемое при рождении; известность, популярность; грамматический разряд склоняемых слов, обозначающих предметы, качества, числа). Он окликнул его по имени. Лексикология насчитывает немало крупных имён. Имя прилагательное как часть речи обозначает признаки, свойства, качества предметов.

4. Сравните типологию В. В. Виноградова с приведёнными ниже типологиями.

Б. Н. Головин. О типах лексических значений слов русского языка // Учёные записки Горьковского ун-та. – 1960. – Вып. 59.

По связи слова и предмета: а) номинативные – сигнальные (междометия, служебные слова); б) прямые – переносные; в) конкретные – абстрактные.

По связи слова и сознания: а) терминологические и общие; б) образные и безобразные; в) эмоциональные и логические.

По связи значений друг с другом: а) синонимичные и антонимичные; б) полисемичные и омонимичные; в) производящие и производные; г) мотивированные и немотивированные.

По связи слова и коллектива людей – носителей языка: а) неологические – архаические; б) современные – этимологические; в) языковые – речевые; г) нейтральные – стилистически приуроченные.

По связи значения с другими словами: а) свободные – связанные; б) связанные лексически – связанные грамматически. 

Л. А. Качаева Об основных типах лексических значений слова // Филологичексие науки. – 1978. – № 6.

С точки зрения связи с действительностью, функции и парадигматических связей слова: 1) значения свободные – прямые, номинативные, исходные; 2) значения производные: а) номинативно производные;
б) переносные (производно характеризующие, экспрессивно-производные); 3) значения экспрессивно-синонимические;

С точки зрения связи слова с контекстом (синтагматические):
1) значения свободные – независимые от контекста; 2) значения связанные: а) лексически связанные – реализующиеся в тематически ограниченных контекстах; б) фразеологически связанные – реализующиеся лишь в ограниченных словосочетаниях.

С точки зрения грамматической организованности значений:
1) значения грамматически не обусловленные; 2) значения грамматически обусловленные: а) синтаксически обусловленные; б) конструктивно обусловленные; в) морфологически обусловленные.

С точки зрения закреплённости в слове как единице языка:
1) значения узуальные – языковые, закреплённые в общенародном словаре; 2) значения окказиональные – речевые, ситуативные, контекстуальные.

М. И.   Фомина  Современный русский язык. Лексикология. – М., 1983. – С. 36.

1. Соотнесённость с действительностью: прямые, переносные:
а) с потухшей образностью; б) с живой образностью.

2. Степень мотивированности (происхождение): а) непроизводные (первичные); б) производные (вторичные).

3. Лексическая сочетаемость: свободные; несвободные: а) фразеологически связанные; б) синтаксически обусловленные; в) конструктивно ограниченные.

4. Выполняемые функции: номинативные; экспрессивно-синонимические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: