Актуальным становится понятие идентичности, которое отвечает на вопрос "Кто "Я" в культуре?", отражает соответствие личного всеобщему, определяет соответствие разнообразия универсальному, выражает защиту личного, фиксирует соответствие образа "Я" своему жизненному воплощению, характеризует состояние принадлежности индивида надындивидуальному целому - истории, обществу, культуре. Культурная идентичность формируется в процессе становления культурных общностей на основе выбора и формирования места в межкультурном взаимодействии путем принятия определенных образа и стиля. Идентичность - это результат процесса, точка в развитии.
Идентичность - результат идентификации, сочетающий определенность и схематизацию с выбором места для себя. Идентичность определяет соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного "Я" и окружающего мира. Процесс идентификации отражает построение способов взаимосвязи индивида и культуры с внешним и бесконечным миром. Роль его возрастает в связи со сменой картины мира, по мере знакомства человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением самых различных стилей и норм поведении я. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей.
|
|
Механизм идентификации состоит из следующих процессов:
- осмысление прошлого, наблюдение за настоящим и прогнозирование будущих изменений в культуре;
- анализ текущей ситуации, для того чтобы принять самое адекватное решение или построить модель поведения;
- выбор и принятие решения;
- действие.
Культурная идентичность как проблема для каждого человека возникает в ситуации свободы выбора, узаконенного в мире культуры. Когда человек или народ теряет чувство осознания своего "Я", собственного пути развития, своих идеалов, ценностей, целей и стремлений, происходит кризис идентичности, т.е. неспособность человека или народа справиться с внешним социокультурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности.
Основные этапы становления культурной идентичности индивида состоят в следующем:
- влияние микрокультуры, когда человек узнает, что он - целостность, существующая отдельно от других людей, но одновременно - элемент длительной истории культуры. На этом этапе происходит развитие внутреннего потенциала человека и возникает потребность в сравнении с другими;
- влияние макрокультуры. У индивида много возможностей идентифицировать себя, в большинстве случаев экспериментально, ориентируясь на "Мы", т.е. на реальных или идеальных людей, на их привычки, черты, идеи.
|
|
Для того чтобы выявить способы культурной идентификации на общекультурном уровне, необходимо выделить основные элементы культуры по отношению к которым происходит идентификации:
- первичные элементы: особенности социально-географического пространства, свойства возраста, этнос, язык;
- вторичные элементы: традиции в семье, традиции брака, историческая память, профессиональные особенности, нравственные предпочтения, история культуры, вера в идеалы, которые трансформируются, но остаются на протяжении истории; доминирующая религиозная доктрина (не большинство людей, а большинство идей, участвующих в создании картины мира, общества и человека); экономико-хозяйственный опыт; особенности коммуникации в обществе; общие цели.
В целом в исследования культурной идентификации выполняются важные практические задачи: они помогают разобраться в структуре собственной культуры, уяснить ее самобытность, сохранять