Способы толкования норм права.
1. Грамматическое толкование или языковой способ, т.е. с точки зрения правил грамматики, синтеза и т.д.
Особенности:
– словам и терминам следует придавать такое значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке.
– если имеется легальная дефиниция (определение) термина, то в этом значении и должен пониматься термин.
– если в законе не определено значение термина, то ему следует придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике.
4. недопустимо такое толкование. при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние.
2. Систематический способ. Особенности:
– необходимо уметь различать общий и специальный закон. Причем специальному закону отдается предпочтение.
– необходимо учитывать существование отсылочных и бланкетных норм.
3. Исторический способ. Предполагается обращение к истории принятия нормативного правового акта.
4. Логическое толкование. Знание и использование правил, приемов формальной логики (логический анализ понятий, логическое преобразование, проведение умозаключений, необходимость делать выводы по аналогии и т.д.).
|
|
5. Функциональный способ. Связан с систематическим.
6. Целевое толкование. Данное толкование признается в качестве отдельного способа толкования не всеми теоретиками.
В соответствии со ст. 97 Конституции Республики Беларусь – палата представителей обладает правом толкования.
По субъектам различают:
1. официальное толкование;
2. неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченным на то субъектом, содержится в специальном акте и влечет юридические последствия.
Неофициальное толкование не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы.
Официальное толкование бывает:
– нормативное – распространяется на большой круг лиц и случаев. Нормативное толкование может быть:
1. аутентичное – дается органом, который издал нормативный правовой акт.
2. легальное – исходит от специально-уполномоченных на это субъектов.
– казуальное – обязательно только для данного случая.
Неофициальное толкование:
1. обыденное – дается любым гражданином.
2. профессиональное – дается юристами.
3. доктринальное – дается учеными-юристами.
По объему токование может быть:
1. буквальное. Возможно тогда, когда действительный смысл нормы права совпадает с ее текстуальным выражением (ст. 109 Конституции Республики Беларусь).
2. ограничительное. Применяется, когда действительный смысл нормы уже ее текстового выражения.
3. распространительное. Применяется, когда действительный смысл нормы шире ее текстового выражения.
|
|
Акты толкования права – правовые акты, в которых содержится разъяснение содержания и смысла нормы права.
Пробелы в праве – отсутствие норм, регулирующих общественные отношения, которые находятся в сфере правового регулирования, т.е. которые требуют правового регулирования.
Т.о. не всякое отсутствие нормы права – это пробел в праве, а только то отсутствие, которое связано с потребностью правового регулирования.
Причины пробелов:
1. ошибки, упущения законодательного органа.
2. объективное отставание права от практики.
3. сознательное допущение пробелов.
Способы восполнения пробелов:
1. правотворческая деятельность.
2. аналогия закона.
3. аналогия права.
В соответствии со ст. 72 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.
До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.
А аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права.
Недопустимо применять аналогию закона и аналогию права в случаях привлечения к уголовной ответственности.