Фрейд. Психосексуальные стадии, строгий детерминизм (стадии развиваются от одной к другой). Опыт телесного удовольствия, сопутствующий фантазийный опыт. Блокирование фантазийной активности может приводить к телесным симптомам. Телесный опыт может проявляться в фантазиях, представляется опыт в разуме тем или иным способом. Давать возможность говорить, символизировать. Для чего вообще надо целоваться и откуда это берётся?
Начало 50-х гг. в Америке, Кинзи: анонимный опрос, касающийся видов секса и т.п.
Салливан: 7 этапов становления психического.
Эриксон: развитие чувство реальности, чувство Я, базовое доверие, автономность и т.д.
Маргарет Малер: стадии процессов сепарации и индивидуальности. Стадии первичного аутизма, нарциссизма и другие.
Источник развития — врождённые потребности. Фрейд: биологические. Постклассич.: контакт, взаимодействие с другими людьми.
Движущая сила развития — конфликт, т.е. сложные отношения несколько разнонаправленных сил или тенденций. Принцип удовольствия, реальности. Стремление к общности, превосходству. Стремление к развитию чувства безопасности, существование базовой тревоги. Конфликт человека с культуральными ценностями.
|
|
Линии нормального развития.
Фрейд. Минимум фиксации на стадиях.
Юнг. Баланс экстра- и интровертированных частей человека.
Теория объектных отношений. Интеграция хороших и плохих объектов, целостная картина себя и другого.
Проблема соотношения нормы и патологии.
Фрейд. Патология как следствие ранней травмы, сильной фиксации, сильный конфликт между желанием и Супер-Эго.
Итого, развитие психоанализа связано с возрастанием доли представления социального по сравнению с биологическим, и с т.з. ранних отношений с матерью.
Случай маленького Ганса, случай девушки, которая не умела дышать. — Прочитать, обсудить на семинаре возникшие вопросы, конфликты. Рассказать своими словами про девушку (Фрейд).
На следующем семинаре небольшая контрольная работа.
Защитный механизм — бессознательный процесс, например, вытеснение, это способ справится с недопустимыми импульсами. Это механизмы Эго, они защищают Я. Защищают от страха. Первые защитные механизмы появляются, проекция и интроекция появляются раньше всех.
Травма. Сначала происходит без последствий, но когда осознаётся, начинаются последствия. Посттравматическое стрессовое расстройство. Многие пациенты фантазируют, сами детские фантазии могут оказаться травматическими.
Бессознательное — то, что вытеснено из сознания, нежелательные мысли, мотивы и т.д. Продуктом бессознательного являются сновидения, ошибки обыденной жизни, симптом. Бессознательно включает в себя большую часть Эго, Оно и Супер-Эго. Оно состоит из вытесненного, детских фантазий и желаний.
|
|
Психологический конфликт. Принцип удовольствия и принцип реальности. Конфликт самоопределения по Юнгу: я тот, кем я хочу быть, или я тот, кем меня считают окружающие, — конфликт между самостью и персоной. Конфликт влечений к жизни и влечений к смерти.
Психосексуальное развитие — сексуальность развивается, психосексуальность имеет свою историю развития в онтогенезе. Между поведением ребёнка и поведением взрослого есть генетическая связь, в их основании лежат одни и те же психические процессы.
Случай маленького Ганса.
Либидо — некая побуждающая сила, бессознательный мотив, который связан с психосексуальным развитием. Влечение, стремление, которое изначально присутствует в человеке.
Человек рождается, сильное ощущение физического характера отражаются в психике. Есть эрогенные зоны. С одной стороны, кормление, с другой стороны, центры удовольствия, эндорфины и т.д. Либидо определяет и структурирует психические образы, появляющиеся у ребёнка из-за физических ощущений.
Гиперкомпенсация. СДВГ. Защитный механизм, позволяющий компенсировать ущерб, но человек пытается получить больше, чем его ущерб. Адлер понимает конфликт как стремление к общности — стремление к превосходству (нарциссические качества).
Самость по Юнгу. Мандала — символ целостной самости (круг). Единение индивидуального и коллективного бессознательного и их интеграции. Индивидуальное бессознательное —?
Кохут, нарциссизм. Нарциссическая личность: «Мне больше никто не нужен, потому что я идеален». Младенцу важно, чтобы родители дали ему ощущения того, что он хорош, ценен, но затем более разумные границы, согласованные с принципом реальности. Здоровый и патологический нарциссизм. Самость —?
К.р. по психодинамической традиции через семинар.
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» к след. семинару.