Правовые основы обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Тема 27. Законы РФ, постановления правительства РФ о защите населения от ЧС.

В области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их по­следствий во всех государствах мира принимается целый ряд мер, направлен­ных на сохранение здоровья и жизни людей, окружающей среды, на предот­вращение материального ущерба хозяйственной деятельности. В некоторых го­сударствах, в том числе и в России, создаются государственные системы, дея­тельность которых направлена на решение задач защиты населения и территорий от ЧС.

Эти системы в своей деятельности руководствуются рядом нормативных и правовых актов. На 1998 год по вопросам Гражданской обороны (ГО) и Рос­сийской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) действуют ряд законов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Остановимся кратко на некоторых из них.

Законы:

• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (принят Государственной Думой 11 ноябри 1994 года, подписан Президентом РФ 21 декабря 1994 года, № 68-ФЗ);

• О пожарной безопасности (принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года, подписан Президентом РФ 21 ноября 1994 года.);

• Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей (принят Государственной Думой 11 июля 1995 года, подписан Президентом РФ 22 августа 1995 года, №151-ФЗ);

• О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (принят Государствен­ной Думой 12 июля 1995 года, подписан Президентом РФ 24ноября1995 года, №179-ФЗ);

• О радиационной безопасности населения (принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года, подписан Президентом РФ 9 января 1996года, №3-ФЗ);

• О промышленной безопасности опасных производственных объектов (принят Государственной Думой 20 июня 1997 года, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 года, №116-ФЗ);

• О безопасности гидротехнических сооружений (принят Государственной Думой 23 июня 1997 года, подписан Президентом РФ 21 июля 1997года, №117-ФЗ);

• О Гражданской обороне (принят Государственной Думой 26 декабря
1997 года, подписан Президентом РФ 12 февраля 1998 года) и др.

Указы Президента:

• О Государственном Комитете при Президенте РСФСР по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (№305 от 18 декабря 1991 года);

• О гражданской обороне (№643 от 8 мая 1993 года);

• Вопросы гражданской обороны РФ (№784 от 27 мая 1996 года).
Постановления Правительства:

• Об образовании Российского корпуса спасателей (от 27 декабря 1990 го­
да, №606);

• О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвы­чайных ситуациях (от 18 апреля 1992 года, №263);

• Об утверждении положения о порядке использования объектов и иму­щества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями (от 23 апреля 1994 года, №359);

• О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской
системы предупреждения и действие в чрезвычайных ситуациях» (от 16
января 1995 года, №43);

• О Декларации безопасности промышленного объекта Российской Феде­рации (от 1 июля 1995 года, №675);

• О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных си­туаций (от 24 июля 1995 года, №738);

• О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (от 5 ноября 1995, №1113);

• О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (от 3 августа 1996 года, №924);

• О классификации чрезвычайных ситуаций (от 13 сентября 1996 года,
№1094);

• О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера (от 10 ноября 1996 года, №1340);

• О создании Российского центра подготовки спасателей (№26 от 9 января
1997 года);

• О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера (№334 от 24 марта 1997 года) и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (ФЗ-68) определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС природного и техногенного характера.

Взаконе даются основные понятия и определяются: цели и задачи Еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; основные принципы защиты населения и территорий от ЧС; полномочия Президента, Фе­дерального собрания, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС; общие принципы управления в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обязанности федеральных органов исполни­тельной власти, обязанности организаций в области защиты населения и терри­торий от ЧС; принципы участия общественных объединений в ликвидации ЧС и порядок привлечения к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ и органов Ми­нистерства внутренних дел; права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС; порядок подготовки населения и финансирова­ния мероприятий в области защиты население и территорий от ЧС; порядок экспертизы и контроля в указанной области; принципы международного со­трудничества РФ в данной области.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спаса­телей» определяет общие организационно-правовые и экономические основы
создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой
области между органами государственной власти, органами местного само­управления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьян­скими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и членов их
семей.

В Законе даны основные понятия и принципы деятельности аварийно-
спасательных служб и спасателей; перечислены виды аварийно-спасательных
работ и задачи аварийно-спасательных служб, принципы создания штатных,
нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований; определе­ны их состав и принципы комплектования, регистрация, аттестации, принципы
их деятельности и привлечения к ликвидации ЧС, принципы их финансирова­ния, ответственность аварийно-спасательных служб их перепрофилирование,
перемещение, финансирование; указаны права спасателей, гарантии ихдея­тельности, их обязанности, режим работы, социальная защита спасателей и
членов их семей.

Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭО был при­нят в 1991 году, а затем с уточнениями и изменениями в 1995 году. Этот Закон направлен на защиту прав и интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влия­ния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В Законе определены: права граждан указанных категорий на получение компенсаций и льгот; концепции проживания населения в районах, пострадав­ших вследствие Чернобыльской катастрофы; принципы зонирования террито­рий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и меры по экологическому оздоровлению этих территорий; статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы; отношения, связанные с пен­сионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской ка­тастрофы; определены компенсации гражданам за вред, нанесенный ихздоро­вью в результате Чернобыльской катастрофы права учреждений и обществен­ных объединений в связи с Чернобыльской катастрофой и т.д.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» опреде­ляет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

В Законе даны основные понятия, определяются: основные принципы ра­диационной безопасности и мероприятия по ее обеспечению; полномочия орга­нов власти РФ всех уровней в области обеспечения радиационной безопасно­сти, а также полномочия субъектов РФ в этой области; принципы управления радиационной безопасностью, государственного надзора и контроля за ее обес­печением, даны принципы нормирования и нормативы облучения на террито­рии РФ; порядок лицензирования, производственного и общественного контро­ля за обеспечением радиационной безопасности.

В Законе даны общие требования к обеспечению радиационной безопас­ности, в том числе указано, как производится оценка состояния радиационной безопасности, какие предъявляются требования к обеспечению радиационной безопасности: при обращении с источникам ионизирующих излучении, при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур; определены принципы защиты населения и работников от радиационных аварий; обязанности организаций, использующих источники ИИ по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии; допус­тимые дозы облучения при ликвидации ЧС радиационного характера; права граждан на радиационную безопасность, на получение соответствующей, ин­формации, на социальную защиту, на возмещение вреда их жизни и здоровью из-за ионизирующего излучения; обязанности граждан в области радиационной безопасности, а также ответственность за невыполнение радиационной безо­пасности.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производ­ственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производст­венные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В Законе даны основные понятия, указаны опасные производственные объекты, перечислены требования промышленной безопасности, принципы правового регулирования в области промышленной безопасности; определены основы промышленной безопасности где речь идет о лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности, о сертификации техниче­ских устройств, применяемых на опасном производственном объекте, о требо­ваниях промышленной безопасности при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта: перечислены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производст­венного объекта, требования промышленной безопасности по готовности к дей­ствиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном произ­водственном объекте, а также о различных видах контроля, об экспертизе промышленной безопасности и т.д. В приложениях названы:

1) опасные производственные объекты;

2) предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной раз­работки декларации безопасности.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» ре­гулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обес­печению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуата­цию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государст­венной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирую­щих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ГС). В Законе определяется сфера его действия, даются основные понятия, оп­ределяются полномочия правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений; опреде­ляются общие требования к обеспечению безопасности ГС; порядок надзора за безопасностью ГС, порядок финансирования предприятий по обеспечению безопасности ГС; в главе о нарушении законодательства о безопасности ГС приводится перечень нарушений" законодательства о безопасности гидротехни­ческих сооружений, об ответственности за эти нарушения.

Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет общие пра­вовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасно­сти в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государствен­ной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждения­ми, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юриди­ческими лицами независимо от форм собственности, а также между общест­венными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностран­ными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасно­сти является одной из важнейших функций государства.

В Законе определяются система обеспечения пожарной безопасности, ее основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны; указываются, кто осуществляет государственный пожарный надзор, права должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора; определяют­ся права и обязанности личного состава Государственной противопожарной службы, идет речь о создании ведомственной пожарной охраны; о мерах пожарной безопасности, о тушении пожаров, о противопожарном страховании и т.д.; определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; определены права и обязанности граждан, права и обязанности предприятий, а также обязанности федеральных, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного само­управления в области пожарной безопасности; об ответственности за наруше­ние требований пожарной безопасности.

Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в об­ласти гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их органи­зационно-правовых норм и форм собственности, а также силы и средства граж­данской обороны.

В Законе определено, что Гражданская оборона (ГО) - система мероприя­тий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культур­ных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий.

В Законе перечислены задачи ГО, даны принципы ее организации и веде­ния, определены права и обязанности граждан РФ в области ГО, а также руко­водство ГО и т.д.

В Законе четко определено, что ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военно­го положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, но в то же время оговорено, что деятельность войск ГО осуществляется не только в воен­ное время, но и в мирное время при стихийных, бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В Указе Президента РСФСР «О Государственном комитете при Прези­денте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий» речь идет о создании указанного комитета, о задачах, возлагаемых на него, о порядке его финансирования, опре­деляется порядок передачи ему от Министерства обороны СССР всех элемен­тов ГО и этим Указом предписывается создать при комитете:

• Штаб войск ГО РСФСР для управления соединениями, воинскими частя­ми и подразделениями ГО;

• региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий сти­хийных бедствий в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске.
Далее этот комитет был преобразован в Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Очень важную роль в отсутствие Закона РФ «О гражданской обороне» сыграл Указ Президента РФ «О гражданской обороне», изданный 8 мая 1993 года. Дело в том, что с началом перестройки начали разваливать и гражданскую оборону, особенно усилился этот процесс с развалом Советского Союза. И вот Указ «О гражданской обороне» сыграл очень важную роль как стабилизи­рующий фактор. В этом Указе всем руководителям исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных обра­зований, районов и городов, министерств и ведомств РФ, учреждений, органи­заций и предприятий независимо от форм собственности, впредь по принятия новых законодательных актов РФ, регламентирующих ведение ГО в РФ, пред­писано руководствоваться ранее принятыми нормативными актами по этому вопросу, в том числе нормативными актами бывшего СССР, не противоречащими действующему законодательству РФ.

Подтверждается, что Начальником ГО РФ является глава Правительства,
а председатель Госкомитета по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий сти­хийных бедствий (в дальнейшем - министр МЧС) является по должности пер­вым заместителем Начальника ГО РФ.

Руководство ГО в субъектах РФ, районах, городах, министерствах, ве­домствах РФ, учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, которые по должности являются начальниками ГО в своих адми­нистративных образованиях и в организациях, при этом подчеркивается, что они несут персональную ответственность за организацию и осуществление ме­роприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов ин­дивидуальных и коллективных средств защиты и имущества ГО, а также за
подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных си­туациях на подведомственных территориях и объектах.
Далее речь в Указе шла о преобразовании штабов ГО в штабы по делам
Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, о составлении соответст­вующих планов ГО ит.д.
В Указе «Вопросы ГО РФ» речь вдет о совершенствовании деятельности Войск ГО, утверждается Положение о Войсках ГО, структура и состав органов,
специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации
ЧС, устанавливается численность Войск ГО.

Рассматривать все постановления Правительства РФ по вопросам ГО и
РСЧС в данном пособии не будем, ибо о некоторых из них в достаточной мере
сказано самим названием, о некоторых из них речь будет идти в других разде­лах изучаемого курса. Но нанекоторые постановления все же обратим внима­ние.

В постановлении «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» речь идет о подготовке населения РФ в области зашиты от ЧС природного и техногенного характера по соответствующим возрастным или социальным группам на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях, независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Методологическое руководство этим обучением возлагается на МЧС РФ. Предписано Министерству образования РФ и Госкомвузу РФ совместно с МЧС РФ при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный минимум содержания подготовки населения в области защиты от ЧС. Этим же постановле­нием определен порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.

Значительная работа по формированию законодательства в области защи­ты населения и территорий от ЧС проведена и на уровне субъектов Российской
Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции осуществлялась реализация Федерального закона «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
принимались аналогичные законы субъектов РФ, в которых учитывались ха­рактерные особенности территорий, характер промышленной деятельности и т.д. Достаточно сказать, что в субъектах РФ за 1995 год было принято 282, а за 1996 год - 540 различных нормативно-правовых актов в указанной области. Бо­лее 47 процентов принятых актов посвящено регулированию общих вопросов организации деятельности территориальных подсистем и звеньев единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их органов управления, вопросам подготовки населения к организованным дей­ствиям в чрезвычайных ситуациях, организации оповещения и информирова­ния населения и соответствующих органов управления о складывающейся в зоне возникшего бедствия.

Особое внимание при формировании нормативно-правовой базы преду­преждения и ликвидации ЧС субъектами РФ уделено вопросам организации подготовки сил и средств для ликвидации ЧС, проведения эвакомероприятий, формирования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Многие органы исполнительной власти субъектов РФ, специально упол­номоченные на решение задач защиты населения и территорий от ЧС, не только
активно вникают в вопросы нормотворческой работы, но и стремятся влиять на
другие аспекты правового регулирования отношений в данной сфере.
Вполне понятно, что будут приняты и другие нормативно-правовые акты
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех ви­дов (в области гражданской обороны, в частности), что будет способствовать
дальнейшему совершенствованию и развитию как Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и работы
по защите населения от ЧС в мирное и в военное время и гражданской обороны.

Тема 28. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Общи принципы государственного управления э области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций даны в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и "техногенного характера». В этом законе определено, что для осуществления го­сударственного управленияи координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области создается специально уполномо­ченный федеральный орган исполнительной власти, который в свою очередь создает подведомственные ему территориальные органы для организациипроведения всех работ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с указанным Законом организуют все работы в своей сфере деятельности и в порученных им отраслях экономики по защите населения и территорий от чрезвычайных си­туаций, при этом круг решаемых задач здесь очень широкий. Они разрабаты­вают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных си­туациях; утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства в целом, технологиче­ских процессов, продукции, а также правила защиты работников подведомст­венных им организаций от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти по отношению к подведом­ственным им организациям также:

• обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению ра­диационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инже­нерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектиро­вании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и со­циального значения;

• финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению ЧС и
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

Кроме этого, федеральные органы исполнительной власти по отношению к организациям, входящим в состав отрасли:

• осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчи­вости и безопасности функционирования организаций;

• разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требова­ния, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защита от них работников организаций и населения.

Федеральные органы исполнительной власти создают необходимые силы
и средства. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций.

Руководители федеральных Органов исполнительной власти несут персональную ответственность за ненадлежащее исполнение указанными органами возложенных на них задач иосуществление своих функций в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В указанном Законе определены и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Организации прежде всего должны не только планировать, но и осущест­влять необходимые меры в области защиты работников организаций и подве­домственных объектов производственного и социального назначения от ЧС. Они обязаны планировать мероприятия по повышению устойчивости функцио­нирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников органи­заций в ЧС.

Кроме этого, организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и дейст­виям в ЧС в составе невоенизированных формирований (гражданских органи­заций ГО).

Организации обязаны создавать локальные системы оповещения, предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе воз­никновения или о возникновении ЧС.

Организации обязаны финансировать: мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социальною назначения от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников своих организаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объ­ектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера» предусмотрена возможность участия общест­венных объединений в ликвидации ЧС, но участники этих работ должны быть соответствующие образом подготовлены и аттестованы в установленном по­рядке и должны действовать под руководством соответствующих органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Порядок привлечения специально подготовленных сил и средств Воору­женных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС определяет Президент РФ.

В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
РФ, законами ииными нормативными актами субъектов РФ для ликвидации
ЧС могут привлекаться силы и средства органов внутренних дел РФ и органов
внутренних дел субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: