При ликвидации ЧС любого характера важнейшая роль принадлежит фактору времени. Он играет определяющую роль в предупреждении ЧС, в предупреждении ее дальнейшего развития, в локализации ее, а особенно при организации спасения людей на любом этапе развития чрезвычайной ситуации. Чем раньше приняты меры, тем больше шансов на уменьшение потерь людей и материальных ценностей, поэтому важнейшим условием защиты населения и территорий от ЧС любого характера является наличие соответствующих сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, о чем было и принято специальное постановление Правительства РФ, №924 от 3 августа 1996 года.
В этом постановлений определяется, что к силам РСЧС относятся:
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе:
• служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
|
|
• формирований Государственного Комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
• ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
• геофизической службы Российской Академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергий;
• учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
• военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
• формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
• формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
• военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
• формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;
• специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
|
|
• аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
• служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиаций Федеральной авиационной службы России;
• восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
• аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В перечне сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций находятся и центр управления в кризисных ситуациях МЧС, и центральный аэромобильный спасательный отряд, и поисково-спасательные службы, и сводные мобильные отряды соединений и воинских частей ГО РФ, и отдельные вертолетные отряды региональных центров, и различные формирования Минатома России, МВД России, Минприроды России и т. д.
Кроме сил постоянной готовности федерального и регионального уровней, органами исполнительной власти субъектов РФ создаются свои силы и средства постоянной готовности, которые в случае необходимости примут меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.