Органы местного самоуправления в Великобритании имеют два основных источника дохода: субсидии правительства и местные налоги. От 75 до 90 % затрат местных органов финансируется из центрального бюджета.
Основным местным налогом является налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. Плательщиками налога являются лица, снимающие жилье и вносящие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого имущества проводится раз в 10 лет. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи имущества в аренду. Ставки налогообложения устанавливаются муниципалитетами в зависимости от степени потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблются по графствам и городам Великобритании.
В 1989 г. в Шотландии и годом позже в Англии и Уэльсе был введен подушный налог. Его платили все взрослые граждане, включая малообеспеченные слои населения. Налог устанавливался местными органами власти и был связан с уровнем расходов в размере 4:1. Введение этого налога вызвало ряд негативных явлений в социальной сфере, что ускорило отставку М. Тэтчер, и в 1993 г. подушный налог заменили муниципальным. Последний был поставлен в зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрослых членов семьи с предоставлением скидок для ряда категорий семей. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и облагается налогом по дифференциальным ставкам.
Главным налоговым органом в Великобритании является казначейство. Оно отвечает за разработку и реализацию налоговой стратегии государства. В казначейство входят первый лорд казначейства, он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Казначейству подотчетны Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Управление внутренних доходов — самостоятельное правительственное учреждение. Оно имеет контору главного налогового инспектора в Лондоне и 700 подотчетных ему контор по всей стране, которые собирают налоги с населения. Компетенцией Управления пошлин и акцизов является обеспечение процесса функционирования всех косвенных налогов страны (за исключением гербового сбора).
Структура налоговых платежей Великобритании представлена на рис. 5.3.
Рис. 5.3. Налоговые поступления в Великобритании
В табл. 5.4 приведена хронология развития финансово-кредитной системы Великобритании.
Таблица 5.4 Хронология развития финансово-кредитной системы Великобритании
Годы | Событие |
27 июля 1694 | Введен гербовый сбор Создан Банк Англии |
1717-1931 | Функционировало установленное И. Ньютоном золотое содержание фунта |
1799, 1824 | Введение подоходного налога |
Принят закон о золотом стандарте | |
1821-1914 | Действовала золотомонетная денежная система |
Банк Англии получил монопольное право на эмиссию банкнот | |
Введен плавающий курс национальной валюты | |
1925-1928 | Денежная реформа |
1925-1931 | Существовал золотослитковый стандарт |
1931-1970-е | Функционирование стерлингового блока |
27 декабря 1945 | Великобритания стала членом МВФ |
Выпущен Акт Банка Англии, установивший его зависимость от казначейства | |
1 апреля 1973 | На территории Объединенного Королевства ввели НДС |
Банковская реформа | |
Ликвидирован валютный контроль по движению капиталов | |
1980-е - 1991 | Монетарная политика в форме таргетирования денежной массы |
1987-1997 | Надзор за банковской деятельностью осуществлял Банк Англии |
1989-1993 | Использование подушного налога |
1991-1992 | Монетарная политика в рамках ЕМОК |
Политика маневрирования процентными ставками | |
Функция управления госдолгом передана казначейству | |
Банк Англии получил право самостоятельно устанавливать процентные ставки |