Внимание в процессе жизни человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные Данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организационному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательное (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Виды внимания:
• непроизвольное — само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;
• произвольное — сознательное сосредоточение на получении определенной информации, требующее волевых усилий;
|
|
• послепроизвольное внимание основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Свойства внимания:
• концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
• объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
• переключение — намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
• распределение — возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;
• устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
4. Память
4.1. Общее представление о памяти, ее виды и особенности
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения — это не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.
У животных организмов существуют только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая.
Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
|
|
Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Наиболее высокого уровня развития память достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информации от поколения к поколению.
Память — это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по оперативным характеристикам, третье — по преобладающему в процессах памяти анализатору и т.д.
По времени сохранения информации психологи выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная, или сенсорная, память — это примитивный провес, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются очень короткое время — порядка 1/4 секунды, за которое вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание высших отделов мозга или нет. Если этого не произойдет, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.
Кратковременная память представляет собой способ хранен; информации в течение короткого промежутка времени — порядка 20 секунд (без повторения). Любая информация попадает вначале в кратковременную память, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память пр условии одно-двукратного повторения информации.
Объем кратковременной памяти определяется по формуле 7 + 2, т.е. в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур и т.п. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, так как кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится для очищения промежуточной памяти. Информация обобщается и переводится в долговременную память или вытесняется. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очиститься и происходит нарушение мыслительных процессов.
Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает двух типов:
• долговременная память с сознательным доступом, т.е. человек может по своей воле вспомнить информацию;
|
|
• закрытая долговременная память, при которой в обычных условиях человек не имеет доступа к информации, а лишь в состоянии гипноза может актуализировать события, образы, переживания, которые, как казалось бы, навсегда ушли из памяти.
Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня ее в генотипе. Генетическая память не поддается влиянию через обучение и воспитание.
По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.
По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации, которое происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание. Непроизвольно лучше запоминается материал, имеющий для человека большое значение, представляющий интерес, связанный с увлекательной и сложной умственной работой.
Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, недаром народная мудрость гласит, что «повторение — мать учения».
В последнее время все большее значение стало приобретать представление о множественности систем памяти, сформированное на основе данных, полученных при исследовании больных с различными поражениями мозга, а также в опытах на здоровых испытуемых. В ходе исследований обнаружились системы памяти, которые имеют разные оперативные характеристики, участвуют в приобретении знаний разного рода и осуществляются разными мозговыми структурами. Исследователи предположили, что переработка по крайней мере двух видов информации ведется в мозгу раздельно и каждый из этих видов хранится также отдельно. Полученные данные позволили разделить системы памяти на две большие группы: процедурную и декларативную память.
|
|
Процедурная память — это знание того, как надо действовать. Процедурная память, как предполагают, развивается раньше декларативной.
Декларативная память обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте. В отличие от процедурной памяти она является эксплицитной, т.е. сознательной. Память на события и факты включает запоминание слов, лиц и т.д. Содержание декларативной памяти может быть декларировано.
4.2. Индивидуальные различия памяти у людей и ее эффективность
Память у людей различается по многим характеристикам: по скорости запоминания, длительности хранения информации, объему и точности запоминания.
Чем обусловлены качественные и количественные различи памяти?
Во-первых, индивидуальные различия памяти связаны с доминированием тех или иных сенсорных систем при восприятии информации: зрительной, слуховой, двигательной и их различных сочетаний, поскольку на практике мы сталкиваемся с их различными сочетаниями. У большинства людей доминирует зрительная память, наряду с которой типичными смешениями выступают зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.
Во-вторых, наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у актеров хорошо развита память на лица, у ученых — логическая память и т.п.
В-третьих, процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями, физическим состоянием.
При экспериментальном исследовании памяти такими учеными, как Г. Эббингауз, Т. Рибо и др., был выявлен ряд закономерностей:
• сравнительно простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу прочно и надолго;
• более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти не запечатлеваются;
• между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;
• повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени, например через несколько дней или часов;
• при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти производится его начало и конец («эффект края»);
• то, чем человек особенно интересуется, запоминается безо всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы;
• любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившееся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезий: ретроградную, антероградную и прогрессивную.
Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери.
Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо (1839— 1916) показал, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью и стоит ей прийти в расстройство, как тотчас же меняется представление человека о самом себе.
Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.
Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот — сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
5. Мышление
5.1. Природа и виды мышления
Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, такими, как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности по сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.
Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредовании таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.
Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.
В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образам и является начальной стадией развития мышления у ребенка Особенности допонятийного мышления выражаются в том, чт суждения детей единичные, о данном конкретном предмете при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому: большинство суждений — суждения по сходству или по аналогии поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память На этом уровне главной формой доказательства является пример
Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2—3 лет) до наглядно-образного (до 6—7 лет). Начиная с 6—7 лет т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивн развиваться ведущий для человека вид мышления — понятийное или словесно-логическое. Взрослый человек владеет всеми видам мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степей (рис. 7).
Теоретическое и практическое мышление различают по тигг решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамичес ких особенностей мыслительного процесса.
Теоретическое мышление связано с познанием общих закономер ностей.
Рис. 7. Виды мышления |
Виды мышления
Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческого труда — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.
Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, связанные с тем, что оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.
Наглядно-образный мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).
5.2. Логика и эмоции в процессе мышления
Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение — форма мышления, при которой на основе не скольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.
5.3. Решение проблем
Решение проблем, как и другие познавательные процессы, в значительной степени опирается на долговременную память и на усвоенные ранее результаты мышления.
В психологии выделены этапы решения научных и жизненных проблем.
Решете научно-теоретических проблем включает в себя в большинстве случаев четыре последовательных этапа.
Первый этап — подготовительный. На этом этапе человек пытается подобрать всю имеющуюся информацию по проблеме и сделать обзор проблемы.
Второй этап — инкубационный, наиболее длительный, может занимать несколько часов или дней. Это этап вынашивания решения проблемы. Поиски решения временно откладываются, но в то же время накопленные факты позволяют взглянуть на проблему под новым углом зрения, добавить к ней какие-то элементы, найти новые комбинации элементов или связи, ведущие к решению проблемы.
За этим во многих случаях следует третий этап инсайта, или озарения, — решение внезапно приходит, как будто само собой, элементы решения проблемы самоорганизуются, как если бы их логически связала воедино невидимая подсознательная нить.
Однако впечатление, что задача решена, может оказаться ошибочным. Поэтому необходим четвертый этап — разработки, на к°тором найденное решение подвергается проверке путем сопоставления с фактами. На этом этапе оцениваются логика и последовательность решения. Только в том случае, если решение будет признано удовлетворительным, можно приступать к дальнейшему исследованию. В противном случае необходим возврат к исходному этапу и поиск новых подходов.
В то же время существует множество жизненных проблем и ситуаций, решение которых должно осуществляться быстро, даже если оно лишь временное.
Советский психолог А. Р. Лурия описал четыре этапа, через которые должен пройти любой человек при решении новой проблемы.
Первый этап — изучение условий задачи. На этом этапе выясняется сущность возникшего вопроса и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для его решения.
Второй этап — создание общего плана предполагаемых действий, т.е. разработка стратегии решения проблемы.
Третий этап — разработка тактики решения проблемы, включающей выбор того или иного конкретного метода осуществления необходимых действий.
Четвертый этап — сопоставление найденного решения с исходными данными и в случае, если оно с ними не согласуется, продолжение умственной деятельности.
Американский психолог Дж. Брунер (р. 1915) и немецкий психолог К. Левин (1890—1947) изучили различные тактические подходы, к которым прибегали испытуемые при решении тех или иных задач, и выделили три из них, различающиеся как по эффективности, так и по уровню сложности.
1. Случайный перебор. В его основе лежит метод проб и ошибок, т.е. сначала формулируется гипотеза, а затем оценивается ее правомерность. В случае неудачи выдвигается новое предположение; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено нужное решение. Такой подход к решению проблем наблюдается в основном у детей и субъектов со слабо развитым мышлением.
2. Рациональный перебор. При таком подходе первоначально исследуют некоторое центральное или наименее рискованное предположение, а затем постепенно отбрасывают неверные направления поиска. Именно так поступает, как правило, человек, определяющий, к примеру, место поломки двигателя в автомобиле.
3. Систематический перебор. Наиболее сложный и трудоемкий, так как выдвигается сразу несколько гипотез, а затем проводится их последовательный систематический анализ. Это единственный путь, позволяющий действовать адекватно ситуации.
С необходимостью решать проблемы человек сталкивается ежедневно. Определенную стратегию использует студент, когда решает, что именно надо выучить к экзамену, поскольку выучить не невозможно. О стратегии мышления важно помнить врачу, ставящему диагноз. Поскольку люди обычно не располагают всеми и необходимыми данными для решения проблем и не могут оценить последствия того или иного выбора, они довольно редко выбирают действительно адекватные формы поведения.
5.4. Интеллект и духовность
Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т.е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти проблемы, исследуя то, что называется человеческим интеллектом.
Интеллект — это умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении разнообразных задач.
Одной из важнейших проблем, которые до последнего времени в психологии не рассматривались, является определение и распознание в человеке духовности и интеллекта, которые нередко смешиваются, а наука, как отмечает В.П. Зинченко, исследующая разум и оставляющая за рамками изучения дух, не имеет шансов разобраться в разуме. Максимум, на что она способна, это прийти к искусственному или, что то же самое, — к «инвалидному» интеллекту, поскольку она игнорирует действительную природу разума, ибо разум есть реализация духа.
Накапливая и углубляя свои знания о мире, мы развиваем свой интеллект, а не духовность. Умение оперировать этими знаниями, делая оригинальные выводы и суждения о предмете, — тоже интеллектуальная способность человека. В зачаточном состоянии интеллектуальными способностями обладают и животные. Подобными «способностями» с повышенным банком знаний обладают также и современные компьютерные системы. Рассматривая вопрос о соотношении интеллекта и духовности, известный психолог В. Слободчиков, директор Института педагогических инноваций Российской академии образования (РАО), приводит остроумное замечание М. Шелера о том, что с точки зрения интеллекта различие между Эдисоном (как только механиком) и умным шимпанзе необычайно велико, но — лишь в степени. И даже если интеллект человека возрастет до бесконечности, все равно — это еще не есть духовность, это все еще степень, а не существо различий, не другой способ бытия.
Духовность, в отличие от интеллекта, не совокупность умственных способностей, а состояние души человека.
Наиболее полный анализ соотношения интеллекта и духовности на основе достижений современной науки дан в работах доктора технических наук, профессора В. Обухова: «Духовность. Интеллект. Бессмертие души» и «Законы Евангелия и кибернетики». Духовность, в отличие от интеллекта, не подчиняется естественным законам, а связана с трансцендентным миром. Степень духовности человека определяется Божественным воздействием на его духовную структуру. Он обращает внимание на то, что интеллект связан прежде всего с деятельностью левого полушария, а духовность — с деятельностью правого полушария. Левое, «сознательное», полушарие реализует, подобно компьютеру, логическую обработку образной информации правого полушария.
Современная цивилизация — преимущественно левополушарная, т.е. прагматическая, основанная на формально-логическом мышлении. Поэтому важные функции правого полушария значительно ослаблены. Более того, тренированное всей системой обучения и образования левое полушарие противоестественно, вопреки природе, стремится занять управляющее положение правого полушария. В связи с этим, из-за высокого развития левого полушария и заторможенного действия правого, человеческое общество на пороге третьего тысячелетия стало более интеллектуальным и менее духовным. Академик Н.М. Амосов в одном из интервью отметил, что человечество тщетно возлагало большие надежды на разум человека, ибо основу поступков определяет духовное чувство человека.
В прошлые века, когда человечество не было ввергнуто в столь бурный поток преобразования материального мира, уровень интеллекта не получал такого высокого развития, как в начале третьего тысячелетия. Но прежде духовному развитию человека отводилось первостепенное значение. Пример тому — Святая Русь, породившая сонмы Святых Отцов православия, удивляющих весь мир своей духовной подвижнической жизнью и прозорливо окор-мляющих, воспитывающих людей «мира сего». Сегодня, когда мир захлестнул информационный поток, породивший новую науку — информатику, когда повсеместно интеллект человека преобладает над его духовностью, человечество подошло к опасному порогу самоуничтожения.
5.5. Факторы интеллектуального развития
Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, — это то, что в определенной степени от них зависит направление интеллектуального развития индивидуума.
Хромосомные аномалии. Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.
Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что хотя у матери краснуха может протекать легко, но заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций у ребенка.
Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.