Роль предшествующего опыта
Восприятие как действие
Восприятие это не только субъективный образ, но и процесс формирования этого образа. Восприятие - это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия.
В акте восприятия проявляется связь сенсорных,мыслительных и двигательных компонентов. Поэтомувосприятие рассматривается как перцептивная деятельность субъекта.
Восприятие включает систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Человек не может воспринимать прежде, чем научится воспринимать.
Наблюдение – преднамеренное произвольное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная целенаправленная деятельность.
Успех наблюдения зависит от: а) четко поставленной задачи; б) подбора плана; в) предварительной подготовки, прошлого опыта; г) эмоционального состояния; д) мышления наблюдателя.
|
|
Наблюдение характеризуется преднамеренностью, планомерностью, активностью, систематичностью, осознанным отношением, заранее подготовленной направленностью внимания.
Ребенок с самого рождения имеет относительно запрограммированный мозг и уже достаточно эффективные для восприятия предметного мира органы чувств.
Однако процессы восприятия должны каким-то образом упорядочиваться. Мозг сортирует по категориям огромное количество раздражителей.Причем способ классификации воспринятого тесно связан с индивидуальным жизненным опытом каждого. Все виды восприятия - результат практики и опыта. Только благодаря им мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, придавая им точное значение.
Ранний сенсорный опыт ребенка играет решающую роль в развитии восприятия: без него могут атрофироваться клетки в сенсорных системах, что отмечалось у слепых от рождения после того как им восстанавливали зрение.
Восприятие социальной информации (внимание к социальной информации, кодирование ее) зависит от социальных установок и системы ценностей субъекта восприятия, сформированных в предшествующем социальном опыте.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.
Энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая, электромагнитная) от какого-либо элемента внешней среды должна быть достаточной, чтобы стать стимулом, т. е. возбудить какой-либо из рецепторов человека. Только в этом случае может начаться процесс восприятия.
|
|
Первичный анализ стимула осуществляют рецепторные клетки. Если стимул сигнализирует об угрозе повреждения организма, то сразу же вызывает рефлекторную реакцию.
Сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, затем по двум путям: к коре головного мозга через таламус, другой – через фильтр ретикулярной формации, которая поддерживает бодрствующее состояние коры и решает, значима ли информация, передаваемая по прямому пути в мозг.
Если информация важная, то начнется сложный процесс восприятия. Меняется активность многих тысяч нейронов коры, которые будут структурировать и организовывать сигнал, чтобы придать ему смысл. Внимание коры мозга повлечет серию движений глаз, головы, туловища. Поступающие новые сведения будут связываться со сходными событиями, хранящимися в памяти.
Восприятие или узнается, или приводит к осознанию нового аспекта реальности. Когда сенсорные сигналы новы и неполны, мозг действует путем выдвижения гипотез.